Цельнометаллический свободнонесущий моноплан с гофрированной дюралевой обшивкой всех поверхностей.
Конструкция самолета чрезвычайно перспективна для своего времени. Каркас крыла - клепаная пространственная ферма из дюралевых труб. Фюзеляж - полу-монокок, в котором роль продольных силовых элементов выполнял гофр.
Машина спроектирована на фирме Юнкере Флюгцойгверк в начале 1918 года как развитие типа одноместного истребителя «Юнкерс» D-I. Первый полет прототипа с фабричным обозначением J 10 состоялся 4 мая.
Конструкция и внешний вид самолета были настолько необычны, что для него не нашлось даже соответствующего военного обозначения. Поэтому J 10 получил наиболее близкий по классу индекс «CL», т. е. легкий двухместный вооруженный ... биплан. Его намеревались использовать в качестве штурмовика и легкого бомбардировщика.
Военные заказали 50 экземпляров, из которых до конца войны удалось сделать 47 (по другим данным - лишь 37). Некоторые из них применялись осенью 1918-го в двух штурмовых эскадрильях на западном фронте. Никаких данных об их боевой деятельности не сохранилось.
Больше известно об использовании этих машин германским добровольческим корпусом генерала фон дер Гольца в Прибалтике в 1919 году. Это соединение воевало на стороне белогвардейцев против Красной армии. Его поддерживал авиаотряд, состоящий главным образом из «Юнкерсов» D-I и CL-I, не успевших попасть на фронты Первой мировой.
Летчики и механики оценивали их как исключительно надежные, выносливые и неприхотливые машины со вполне приличными летными данными. По свидетельствам пилотов, ни один другой самолет не выдержал бы и трех недель в тех условиях, в которых нечувствительные к сырости, дождю и снегу «Юнкерсы», базируясь под открытым небом, безотказно служили более полугода.
В послевоенное время некоторые CL-I также использовались для почтовых перевозок.
ДВИГАТЕЛЬ «Mepceдec» D.llla, 180 л.с.
ВООРУЖЕНИЕ 2 синхронных «Шпандау», 1 турельный «Парабеллум», до 30 кг мелких бомб.
Прототип «Юнкерс» J 10
Один из серийных «Юнкерсов» CL-I перед отправкой на фронт
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
Размах, м |
12,0 |
Длина, м |
7,9 |
Площадь крыла, кв.м |
23,4 |
Сухой вес, кг |
710 |
Взлетный вес, кг |
1274 |
Скорость максимальная, км/ч |
161 |
Время набора высоты, м/мин |
1000/3,9 |