Цельнометаллический свободнонесущий полутораплан. Передняя часть фюзеляжа, включая кабину, представляла собой бронекоробку, склепанную из 5-6-миллиметровых стальных листов. Каркас задней части фюзеляжа и крыльев составляли ферменные конструкции из дюралевых труб. Обшивка крыльев и оперения - гофрированный дюраль, а задней части фюзеляжа - полотно.
Самолет с заводским индексом J 4 и военным обозначением J-1 - первая серийная машина знаменитого авиаконструктора Хуго Юнкерса. Разработка проекта начата в середине 1916 года по заказу военного командования на тяжелый, бронированный аэроплан для непосредственной поддержки наземных войск.
Первый полет прототипа состоялся в январе 1917-го, а в мае серийные машины начали поступать на западный фронт. Всего до конца войны на фирмах Юнкере и Фоккер построено 189 экземпляров J 4 и еще 38 сдано по окончании военных действий.
Несмотря на плохую скороподъемность и слабую маневренность, обусловленные недостаточной мощностью двигателя, самолет заслужил самых высоких оценок у летчиков и у пехоты. Благодаря бронированию и очень прочной конструкции из негорючих материалов, он считался практически неуязвимым от огня стрелкового оружия.
«Юнкерсы» бомбили и обстреливали из пулеметов окопы неприятеля, а также осуществляли снабжение по воздуху немецких солдат на передовых позициях, куда из-за обстрелов не могли прорваться грузовики и повозки с боеприпасами и провиантом. При этом известно всего несколько случаев гибели «Юнкерсов» от зенитного огня или атак истребителей. J 4 считался самым «несбиваемым» самолетом Первой мировой войны.
Широкую известность получил эпизод, когда одна из машин благополучно вернулась на аэродром с 480 пробоинами от пуль и осколков! Даже в случаях аварийных посадок бронекорпус надежно защищал экипаж от травм и увечий.
Единственным серьезным недостатком J 4 была чрезмерно длинная по тем временам взлетно-посадочная дистанция, не позволявшая эксплуатировать самолет на большинстве прифронтовых аэродромов.
ДВИГАТЕЛЬ «Бенц» Bz.IV, 200 л.с.
ВООРУЖЕНИЕ 1 турельный «Парабеллум». На некоторые машины дополнительно устанавливали перед кабиной два пулемета, стрелявшие вперед-вниз через отверстия в бронекорпусе.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
Размах, м |
16,0 |
Длина, м |
9,1 |
Площадь крыла, кв.м |
49,4 |
Сухой вес, кг |
1766 |
Взлетный вес, кг |
2176 |
Скорость максимальная, км/ч |
155 |
Время набора высоты, м/мин |
2000/32 |
«Юнкерсы» J-1 на полевых аэродромах западного фронта, лето-осень 1918 года