Цельнодеревянный двухместный биплан со смешанной обшивкой. Несущие и рулевые поверхности покрыты полотном, фюзеляж - фанерный полумонокок с алюминиевым капотом.
Самолет разработан весной 1917 года конструкторским коллективом авиастроительного филиала ганноверской фирмы «Ханновериш Вагонфабрик» (в немецком сокращении - «Хава») под руководством Германа Дорнера.
Создатели новой машины поставили перед собой непростую задачу добиться максимально возможного при бипланной схеме увеличения зоны обстрела турельного пулемета и одновременно - сохранения широкого поля обзора для летчика.
Этим объясняется оригинальное бипланное оперение из двух маленьких стабилизаторов вместо одного большого и «опущенное» почти до фюзеляжа верхнее крыло. В целом компромисс получился вполне удачным. Летнаб имел практически круговой обстрел и мог вести огонь не только в задней, но и в передней полусфере. А обзор на взлетно-посадочных режимах оценивался гораздо выше, чем у аналогичного «Роланда» С-II.
В июле 1917-го «Хава» успешно прошел испытания и был принят на вооружение в качестве разведчика, легкого штурмовика и двухместного истребителя сопровождения. В ноябре первые серийные машины поступили на западный фронт.
С начала 1918 года их стали применять для непосредственной поддержки войск на поле боя.
Самолет неплохо проявил себя в воздушных боях и в действиях против наземных целей. Он обладал отличной маневренностью, легкостью управления и высокой выносливостью, хорошо «держал» боевые повреждения.
Опытный пилот «Ханновера» мог выиграть схватку на виражах у большинства одноместных истребителей Антанты. Соответственно, и относительные потери среди экипажей этих машин были ниже, чем в эскадрильях «Альбатросов», «Румплеров» или «Эльфауге».
Аппарат выпускался крупными партиями на заводах «Хава» и «Роланд». До конца войны построено 433 CL-II, 80 CL-lll и 573 CL-llla. Еще 38 машин сдано уже после заключения перемирия.
ДВИГАТЕЛЬ «Apryc»As.lll, 180 л.с. (CL-II и CL-llla) или «Мерседесо» D.III, 160 л.с. (CL-III ).
ВООРУЖЕНИЕ 1 синхронный «Шпандау», 1 турельный «Парабеллум».
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (с двигателем «Аргус») |
|
Размах, м | 11,7 |
Длина, м | 7,6 |
Площадь крыла, кв.м | 32,7 |
Сухой вес, кг | 717 |
Взлетный вес, кг | 1081 |
Скорость максимальная, км/ч | 165 |
Время набора высоты, | |
м/мин | 1000/5,3 |
Потолок, м | 5000 |
«Ханноверы» в камуфляже типа «лозенг» с более ранним (вверху) и более поздним вариантами опознавательных знаков