В начале 1917 года немецкое военное командование разработало комплекс требований для легкого двухместного многоцелевого биплана - новой категории боевых машин, обозначенной индексом «CL».
Эти самолеты должны были оснащаться моторами в 160-180 л.с. и быть достаточно скоростными, маневренными и хорошо вооруженными, чтобы действовать без истребительного эскорта, а при необходимости они и сами могли выступать в роли истребителей.
Первой серийной машиной нового класса стало изделие фирмы «Хальберштадтер Флюгцойгверк» - «Хальберштадт» CL-II - двухместный самолет с размерами одноместного. Опытный экземпляр CL-II поднялся в воздух 7 мая 1917 г.
Этот миниатюрный цельнодеревянный биплан оказался весьма успешным в роли штурмовика и легкого бомбардировщика, особенно, действуя большими группами. Впервые такие массированные атаки с воздуха немцы предприняли в ноябре 1917-го в битве у Камбрэ. В дальнейшем количество «Хальберштадтов» во фронтовых частях постоянно увеличивалось.
Кроме CL-II, выпускался CL-IIа с двигателем повышенной мощности. В январе 1918-го на его базе был разработан «Хальберштадт» CL-IV с укороченным фюзеляжем, винтом без кока, округлой носовой законцовкой и слегка видоизмененными контурами оперения.
К началу августа в немецких «шлахтштаффелях» (штурмовых авиаэскадрильях) на западном фронте числилось 175 «Хальберштадтов» CL-lla и 136 - CL-IV.
Также в январе 1918-го главный конструктор «Хальберштадтер Флюгцойгверк» Карл Тейсс создал очередную модификацию удачной машины со значительно увеличенным размахом. Поскольку установленный на ней мотор уже не укладывался в мощностные ограничения класса «CL», самолету присвоили индекс C-V.
«Хальберштадты» C-V, как правило, не несли бомбовой нагрузки. Зато их оборудовали аэрофотоаппаратами, радиостанциями и электрообогревом кабин. В такой комплектации большинство этих машин применялось в качестве дальних высотных разведчиков.
Помимо фирмы-разработчика, CL-IV строили на заводе «Роланд», a C-V выпускали по лицензии на предприятиях фирм Авиатик, BFW и DFW. По окончании войны единичные экземпляры «Хальберштадтов» оказались в Голландии, Эстонии, Польше, на Украине и в Советской России. В 1922 году правительство РСФСР закупило в Германии еще 20 машин.
ДВИГАТЕЛЬ «Мерседес D.III», 160 л.с. (CL-II) или BMW, 185 л.с. (CL-lla и CL-IV) или «Бенц», 200 л.с. (C-V).
ВООРУЖЕНИЕ 1-2 синхронных «Шпандау» и 1 турельный «Парабеллум», до 50 кг бомб.
«Хальберштадт» CL-IV советских ВВС (публикуется впервые)
и «Хальберштадт» CL-IV, восстановленный до летного состояния (современный снимок).
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ («Хальберштадт» CL-II) |
|
Размах, м |
10,8 |
Длина, м |
7,3 |
Площадь крыла, кв.м |
27,5 |
Сухой вес, кг |
796 |
Взлетный вес, кг |
1160 |
Скорость максимальная, км/ч |
165 |
Время набора высоты, м/мин |
1000/5 |
Потолок, м |
5000 |