Доктор Румплер, владелец и главный конструктор фирмы Эдмунд Румплер Флюгцойг верк, спроектировал в 1914 году двухместный многоцелевой биплан смешанной конструкции с преобладанием древесины, использовав для него фюзеляж моноплана «Румплер-Таубе».
Самолет с заводским обозначением 4А оказался весьма удачным. Его приняли на вооружение немецких ВВС под индексом В-l и запустили в серию на фирмах Румплер и Пфальц. Всего построено 198 экземпляров машины, которые применялись в 1914-1915 годах на западном и восточном фронтах.
В начале 1915-го появился вооруженный вариант с пулеметом в задней кабине и 160-сильным мотором, обозначенный C-I. Тот же самолет с двигателем в 180 л.с. назывался C-la. Обе модификации выпускались серийно до октября 1916-го на фирмах Румплер, MFW (Маркиш Флюгцойгверк), ARF (Альберт Ринн Флюгцойгверк), Германия и Пфальц, а также на баварском филиале фирмы Румплер (сокращенно - Байру).
В общем итоге на фронты поступило свыше 1000 аппаратов. Благодаря выдающимся летным и эксплуатационным данным, C-I продержался в частях первой линии до весны 1918 года, когда большинство его ровесников уже давно было сбито или отправлено на свалку.
Дальнейшим развитием удачной машины стал C-III - самолет с улучшенной аэродинамикой, более мощным мотором, синхронным пулеметом «Шпандау» и бомбовой кассетой в фюзеляже. Это был в самом широком смысле слова универсальный аппарат, способный выступать во всех ролях, от бомбардировщика до перехватчика.
«Троек» построили довольно мало - всего 75 штук, так как уже в конце 1916-го появился еще более усовершенствованный образец - C-IV, оснащенный самым мощным из имевшихся тогда в Германии 260-сильным авиадвигателем. Он также отличался усиленной структурой планера и элеронами с роговой аэродинамической компенсацией.
C-IV выпускался в течение 1917 года на фирмах Румплер, Байру и Германия. На восточный фронт эта машина попала лишь накануне завершения боевых действий. Зато она активно использовалась во Франции, в Палестине и Северной Италии, где на «Румплерах» летали немецкие экипажи в составе австрийских ВВС. Пилоты Антанты считали скоростной и высотный C-IV одним из наиболее «трудно-сбиваемых» самолетов противника.
Для выполнения задач стратегической фоторазведки Эдмунд Румплер установил на C-IV наиболее высотный немецкий мотор «Майбах» с повышенной степенью сжатия. Благодаря этому практический потолок достиг рекордной величины 7300 метров. Для работы на такой высоте пилот и летнаб получили кислородные приборы и комбинезоны с электрообогревом. Фотосъемка осуществлялась автоматическим фотоаппаратом «Герц» с электроприводом. Самолет получил обозначение C-VII и название «Рубильд» (сокращение от «Румплер-фотограф»).
В последние недели войны «Рубильды», недоступные для вражеских зениток и истребителей, доставили в немецкие штабы немало ценной развединформации. Но на фоне катастрофически ухудшающегося положения Германии это уже не имело никакого значения.
В 1919 году, после отступления немцев из Польши, 21 «Румплер» C-I или C-la достался полякам, которые воевали на них против украинских вооруженных формирований, а с начала 1920-го использовали для учебных целей. Кроме того, отдельные экземпляры этих машин остались и в других новосозданных восточноевропейских странах.
ДВИГАТЕЛЬ «Мерседес», 100 л.с. (B-I) или 160 л.с. (C-I) или «Майбах», 180 л.с. (C-la) или «Бенц», 220 л.с. (C-III) или «Мерседес», 260 л.с. ( C-IV) или «Майбах», 240 л.с. (C-VII).
ВООРУЖЕНИЕ
1 синхронный «Шпандау» и 1 турельный «Парабелум» (C-III и C-IV) или только турельный пулемет (C-I и C-VII), а также до 100 кг бомб.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
||
C-IV |
C-VII |
|
Размах, м |
12,7 |
12,7 |
Длина, м |
8,4 |
8,4 |
Сухой вес, кг |
930 |
1050 |
Взлетный вес, кг |
1390 |
1630 |
Скорость максимальная, км/ч |
170 |
175 |
Время набора высоты, м/мин |
2000/8 |
2000/5 |
Потолок, м |
6800 |
7300 |
«Румплеры» C-IV одной из разведывательных эскадр западного фронта