Немецкая фирма Аутомобил-унд-Авиатик из Мюльхаузена (Эльзас) выпустила в 1914-1916 годах несколько типов военных многоцелевых аэропланов. «Остроносые» деревянные бипланы с тянущими винтами и рядными моторами водяного охлаждения - этой схемы придерживалось тогда подавляющее большинство германских авиапредприятий.
Открыл серию «Авиатик» B-I (заводское обозначение Р.15А), появившийся незадолго до начала Первой мировой войны. Двухместный аэроплан без вооружения с двух- или трехстоечной бипланной коробкой применялся в качестве разведчика на западном и восточном фронтах примерно до начала 1915 года.
Единственным оригинальным моментом в этой машине была ярко выраженная стреловидность крыльев, унаследованная от довоенной разработки фирмы Авиатик - аэроплана «Пфайль» («Стрела»). Считалось, что это обеспечивает самолету повышенную продольную устойчивость. Следующим стал «Авиатик» В-II (Р.15В), отличавшийся более мощным мотором.
Осенью 1914-го предприятие фирмы, оказавшееся в прифронтовой зоне, эвакуировали во Фрайбург. Уже там в начале следующего года был создан «Авиатик» C-l (P.25), первая вооруженная машина серии.
В исходном варианте летнаб, он же стрелок, размещался в передней кабине, пилот - в задней. Один или два пулемета «Парабеллум» устанавливались на специальных кронштейнах, скользивших по рельсовым направляющим, закрепленным вдоль бортов фюзеляжа. Такие установки были неудобны и не гарантировали от случайных прострелов крыльев, расчалок или стоек бипланной коробки.
Впоследствии пилота и летнаба поменяли местами, что дало возможность установить в задней кабине кольцевую пулеметную турель Шнейдера. Эта модификация, обозначенная С-la, выпускалась серийно на заводах фирм Авиатик и Ханновериш Вагонфабрик.
В том же году был разработан «Авиатик» C-III с улучшенной аэродинамикой. Форму носовой части фюзеляжа сделали более округлой, втулку винта закрыли коком, а радиатор расположили по потоку, вписав его в контур верхнего крыла. С-la и C-III повсеместно использовались германскими ВВС до конца 1916-го для ближней разведки, корректировки артогня и бомбардировки вражеских позиций. В дальнейшем заменены на более современные машины.
ДВИГАТЕЛЬ «Мерседес», 100 л.с. (B-I) или 120 л.с. (В-II) или 160 л.с. (С-1, С-la и C-III).
ВООРУЖЕНИЕ На С-1, С-la и C-III -1 турельный «Парабеллум», 60 кг бомб.
Прототип армейского разведчика «Авиатик» Р.15А, 1914 год
«Авиатик» С-1. Хорошо виден «рельс» для пулемета вдоль левого борта кабины
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ («Авиатик» С-1а) |
|
Размах, м |
12,5 |
Длина, м |
8,1 |
Площадь крыла, кв.м |
43,0 |
Сухой вес, кг |
750 |
Взлетный вес, кг |
1242 |
Скорость максимальная, км/ч |
142 |
Время набора высоты, м/мин |
1000/12 |
Потолок, м |
4800 |