В середине 1915 года Анри и Морис Фарман объединили усилия по созданию новых образцов самолетов для французских ВВС. Первым результатом совместной работы стал «Фарман» F.30, вобравший в себя лучшие качества предыдущих разработок обоих братьев-авиаконструкторов. F.30 - двухместный полутораплан смешанной конструкции типичной для всех «Фарманов» схемы с толкающим винтом и ферменным фюзеляжем. Лонжероны, межкрыльевые стойки, продольные балки хвостовой фермы, стойки шасси и каркас оперения - тонкостенные стальные трубы. Гондола имела деревянный каркас и фанерно-дюралевую обшивку. Крылья и оперение покрыты полотном.
«Фарман» F.30 не обрел широкой известности на западном фронте. В России же, напротив, он стал одним из наиболее массовых аэропланов того времени. Только завод «Дукс» построил в 1916-1921 годах свыше 400 экземпляров машины. Это объясняется тем, что F.30, наряду с «Вуазеном», оказался наиболее подходящим для установки самого распространенного в России авиадвигателя «Сальмсон». В 1918-1920 гг. самолет применялся на всех фронтах гражданской войны. Затем, до 1923 года, F.30 использовались как фоторазведчики и бомбардировщики в боях с басмачами.
Первые F.30 попали на франко-германский фронт в декабре 1915 года, но вскоре вместо них фирма Фарман запустила в серию F.40, отличавшийся увеличенными размерами, двигателем, системой шасси и более обтекаемой гондолой, выклеенной из шпона. В дальнейшем выпускался целый ряд вариантов этой машины, активно применявшихся во французской и бельгийской военной авиации. 47 французских и 2 бельгийских эскадрильи летали в 1916 году на F.40 и его модификациях. Но устарелость концепции «Фармана» была уже очевидной. Неустранимый порок всех самолетов подобной схемы - отсутствие защиты хвоста делал их легкой добычей для все более многочисленных германских истребителей.
В феврале 1917 года французский Директорат аэронавтики издал приказ о запрете дальнейшего строительства боевых самолетов, в том числе и разведчиков, с задним расположением силовой установки. Вскоре после этого «Фарманы» начали снимать с вооружения. Некоторое время они еще использовались в роли ночных бомбардировщиков.
МОДИФИКАЦИИ
F.30 - двигатель «Сальмсон» различной мощности (от 130 до 175 л.с.).
F.40 - двигатель «Рено» водяного охлаждения, 150 или 160 л.с.
F.41 - уменьшен размах верхнего крыла.
F.56 - двигатель «Рено» 170 л.с. увеличен размер радиаторов.
F.60 - двигатель «Рено» 190 л.с.
F.61 - двигатель тот же, крылья по типу F.41.
ВООРУЖЕНИЕ 1 пулемет «Гочкисс», «Льюис» или «Кольт» на шкворневой или турельной установке, до 220 кг бомб.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
||
F.30 |
F.40 |
|
Размах, м |
15,81 |
17,6 |
Длина, м |
9,2 |
11,0 |
Площадь крыла, кв.м |
50,0 |
53,0 |
Сухой вес, кг |
830 |
750 |
Взлетный вес, кг |
1120 |
1180 |
Скорость макс, км/ч |
135 |
136 |
Набор высоты, м/мин |
2000/13 |
2000/14 |
Потолок, м |
4500 |
4500 |
F.30, захваченный красной армией на Туркестанском фронте (публикуется впервые).
Русский «Фарман» F.30 со 160-сильным двигателем и пулеметом «Кольт» на шкворневой установке (публикуется впервые).