Двухместный полутораплан с толкающим винтом. Разработан известным французским авиаконструктором Анри Фарманом в 1912 году. Конструкция смешанная. Продольные балки хвостовой фермы, контуры оперения и элементы шасси из стальных труб, крылья деревянные с полотняной обшивкой, гондола выклеена из фанеры.
Уже в 1913-м «Фарман» F.15 принят на вооружение французских, английских, российских и бельгийских ВВС в качестве связной и разведывательной машины. Позднее самолет появился в Италии, Румынии и некоторых других странах. Созданные вскоре модификации F.16, F.20 и F.21 отличались площадью крыльев и рядом незначительных технологических усовершенствований. Все три типа выпускались серийно на заводе фирмы Фарман в Билланкурте, и на российских заводах Щетинина, Лебедева и «Дукс». Всего в России построено около 300 F. 16 и до 200 F.20 и F.2I. В 1914 году во Франции и в России запущен в серию «Фарман» F.22 с улучшенной конструкцией тележек шасси (без противокапотажных лыж) и более широким применением металла.
В начале 191S появился «Фарман» F.27 - дальнейшее развитие типа F.22 с рядом существенных изменений в конструкции планера и силовой установки. Увеличен размах нижнего крыла, установлено четырехколесное шасси «вуазеновского» типа и значительно более мощный стационарный двигатель водяного охлаждения «Сальмсон». Кроме того, в отличие от предыдущих самолетов Анри Фармана, летчик в гондоле размещался спереди, а наблюдатель - сзади. В 1915 году на фирме Фарман построено около 100 машин. Год спустя еще 50 экземпляров выпустил московский завод «Дукс».
К началу первой мировой войны «Фарманы» различных модификаций были весьма популярны во всех странах Антанты. Объясняется это во-первых исключительной легкостью и простотой пилотирования, присущей всем изделиям Анри Фармана, а во-вторых - активной рекламой и авторитетом фирмы. На западном фронте машинами Анри Фармана были полностью оснащены 5 французских, 6 английских и 2 бельгийских эскадрильи. Но при этом слабая энерговооруженность F.20, F.21 и F.22 сильно ограничивала боевое применение этих машин. Установка пулемета и принятие на борт даже небольшой бомбовой нагрузки резко ухудшали и без того невысокие летные характеристики «Фарманов», оснащенных маломощными ротативными двигателями. В результате к лету 1915 на западе, а в начале 1916 и в России их перевели в разряд учебных. Однако в период гражданской войны хроническая нехватка самолетов как у красных, так и у белых заставила вновь использовать эти безнадежно устаревшие машины по их прямому назначению -в качестве разведчиков и самолетов связи. Последние F.22, служившие в Севастопольской летной школе, списали в 1923 году.
F.27 не получил распространения ни на западе, ни на востоке, так как уже были созданы аппараты, превосходящие его по всем параметрам. К тому же вызывали нарекания плохая маневренность и недостаточная прочность бипланной коробки. Большинство построенных машин применялось в роли разведчиков на второстепенных фронтах: в Македонии, Месопотамии и Палестине. Некоторые из них оснащались аэрофотоаппаратами. 30 самолетов передано англичанам, использовавшим их в Дарданелльской операции.
ДВИГАТЕЛЬ На «Фарманы» устанавливали различные ротативные моторы: «Гном» (70, 80 или 100 л.с), «Рон» (80 л.с), «Клерже» (80 л.с), иногда «Гном-Моносупап» в 100 л.с. F.27 оснащался двигателем «Сальмсон» в 150 л.с.
ВООРУЖЕНИЕ Не предусмотрено. Иногда в частях ставили подвижный «Кольт», «Виккерс» или «Льюис» на шкворне у летнаба.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|||
F.16 |
F.22 |
F.27 |
|
Размах, м. |
13,76 |
15,00 |
16,15 |
Длина, м. |
8,06 |
8,90 |
9,22 |
Площадь крыла, кв.м. |
35,00 |
41,00 |
60,60 |
Сухой вес, кг. |
410 |
430 |
700 |
Взлетный вес, кг |
650 |
680 |
1050 |
Скорость макс, км/ч. |
90 |
90 |
132 |
Время набора |
|||
высоты 2000 м, мин |
55 |
55 |
20 |
Потолок, м. |
2500 |
2500 |
4500 |
Русский «Фарман» F.27 (публикуется впервые)