Оглавление

ФАРМАН F.15/16/20/21/22/27 FARMAN F.15/16/20/21/22/27

Двухместный полутораплан с толкающим винтом. Разработан известным французским авиаконструктором Анри Фарманом в 1912 году. Конструкция смешанная. Продольные балки хвостовой фермы, контуры оперения и элементы шасси из стальных труб, крылья деревянные с полотняной обшивкой, гондола выклеена из фанеры.

Уже в 1913-м «Фарман» F.15 принят на вооружение французских, английских, российских и бельгийских ВВС в качестве связной и разведывательной машины. Позднее самолет появился в Италии, Румынии и некоторых других странах. Созданные вскоре модификации F.16, F.20 и F.21 отличались площадью крыльев и рядом незначительных технологических усовершенствований. Все три типа выпускались серийно на заводе фирмы Фарман в Билланкурте, и на российских заводах Щетинина, Лебедева и «Дукс». Всего в России построено около 300 F. 16 и до 200 F.20 и F.2I. В 1914 году во Франции и в России запущен в серию «Фарман» F.22 с улучшенной конструкцией тележек шасси (без противокапотажных лыж) и более широким применением металла.

В начале 191S появился «Фарман» F.27 - дальнейшее развитие типа F.22 с рядом существенных изменений в конструкции планера и силовой установки. Увеличен размах нижнего крыла, установлено четырехколесное шасси «вуазеновского» типа и значительно более мощный стационарный двигатель водяного охлаждения «Сальмсон». Кроме того, в отличие от предыдущих самолетов Анри Фармана, летчик в гондоле размещался спереди, а наблюдатель - сзади. В 1915 году на фирме Фарман построено около 100 машин. Год спустя еще 50 экземпляров выпустил московский завод «Дукс».

К началу первой мировой войны «Фарманы» различных модификаций были весьма популярны во всех странах Антанты. Объясняется это во-первых исключительной легкостью и простотой пилотирования, присущей всем изделиям Анри Фармана, а во-вторых - активной рекламой и авторитетом фирмы. На западном фронте машинами Анри Фармана были полностью оснащены 5 французских, 6 английских и 2 бельгийских эскадрильи. Но при этом слабая энерговооруженность F.20, F.21 и F.22 сильно ограничивала боевое применение этих машин. Установка пулемета и принятие на борт даже небольшой бомбовой нагрузки резко ухудшали и без того невысокие летные характеристики «Фарманов», оснащенных маломощными ротативными двигателями. В результате к лету 1915 на западе, а в начале 1916 и в России их перевели в разряд учебных. Однако в период гражданской войны хроническая нехватка самолетов как у красных, так и у белых заставила вновь использовать эти безнадежно устаревшие машины по их прямому назначению -в качестве разведчиков и самолетов связи. Последние F.22, служившие в Севастопольской летной школе, списали в 1923 году.

F.27 не получил распространения ни на западе, ни на востоке, так как уже были созданы аппараты, превосходящие его по всем параметрам. К тому же вызывали нарекания плохая маневренность и недостаточная прочность бипланной коробки. Большинство построенных машин применялось в роли разведчиков на второстепенных фронтах: в Македонии, Месопотамии и Палестине. Некоторые из них оснащались аэрофотоаппаратами. 30 самолетов передано англичанам, использовавшим их в Дарданелльской операции.

ДВИГАТЕЛЬ На «Фарманы» устанавливали различные ротативные моторы: «Гном» (70, 80 или 100 л.с), «Рон» (80 л.с), «Клерже» (80 л.с), иногда «Гном-Моносупап» в 100 л.с. F.27 оснащался двигателем «Сальмсон» в 150 л.с.

ВООРУЖЕНИЕ Не предусмотрено. Иногда в частях ставили подвижный «Кольт», «Виккерс» или «Льюис» на шкворне у летнаба.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

F.16

F.22

F.27

Размах, м.

13,76

15,00

16,15

Длина, м.

8,06

8,90

9,22

Площадь крыла, кв.м.

35,00

41,00

60,60

Сухой вес, кг.

410

430

700

Взлетный вес, кг

650

680

1050

Скорость макс, км/ч.

90

90

132

Время набора

высоты 2000 м, мин

55

55

20

Потолок, м.

2500

2500

4500

FrArp1WW259.jpg «Фарман» F.15 постройки завода «Дукс» (публикуется впервые)

FrArp1WW260.jpg

 Русский «Фарман» F.27 (публикуется впервые)

Оглавление