Развитие типа «Морана-парасоля» с более мощным мотором, увеличенными размерами, усиленной конструкцией и рядом аэродинамических усовершенствований. Изменено вертикальное оперение, установлен кок винта, фюзеляжу придана более обтекаемая многогранная форма. Крылья с элеронами. Самолет спроектирован в 1915 году, в 1916 запущен в серию. Построено 565 экземпляров.
В 1916-1917 годах «Моран Р» применялся французскими ВВС в качестве разведчика на западном фронте совместно с «Парасолями» ранних модификаций. Он заметно опережал своих предшественников по основным летным данным, но был более капризен, строг в пилотировании и не завоевал симпатии летчиков. Ни одной французской эскадрильи не было целиком оснащено «Моранами Р», хотя во многих подразделениях летало по нескольку аэропланов этого типа. В 1916 году 142 машины передано англичанам. 2 дивизиона британских «Моранов» принимали участие в сражении на Сомме.
Несколько экземпляров (предположительно, не более 10) поступило в Россию. Здесь их называли «Моран четвертый» или сокращенно - «Морчет». На русско-германском фронте «Морчеты» недолго применялись, в частности 19-м корпусным авиаотрядом и первой боевой авиагруппой Казакова. В казаковской авиагруппе эти машины поначалу считались двухместными истребителями, но к весне 1917-го их сменили одноместные «Ньюпоры» и «Спады».
ДВИГАТЕЛЬ «Рон», 110 или 120 л.с.
ВООРУЖЕНИЕ Первоначально 1 шкворневый (позднее - турельный) «Льюис» в задней кабине, затем стали дополнительно устанавливать 1 синхронный «Виккерс». На российские «Морчеты» ставили также пулеметы «Кольт» или «Мадсен».
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
Размах, м |
11,2 |
Длина, м |
7,2 |
Площадь крыла, кв.м |
18,0 |
Сухой вес, кг |
433 |
Взлетный вес, кг |
733 |
Скорость максимальная, км/ч |
163 |
Время набора высоты, м/мин. |
2000/7,5 |
Потолок, м |
4800 |
Русские «Морчеты» французской постройки без вооружения.