Двухместный цельнодеревянный моноплан-парасоль с полотняной обшивкой. Разработан в 1913 году французскими авиаконструкторами братьями Леоном и Робертом Моран совместно с Раймондом Солнье. Модификация L - первая в ряду самолетов «Моран-Солнье», созданная специально для военного применения. Поднятое над фюзеляжем крыло обеспечивало идеальный обзор вниз, что немаловажно для разведчика и артиллерийского наблюдателя. За такое расположение крыла самолет и получил своё название (фр. «parasole» - «зонтик»), позднее ставшее нарицательным для всех аппаратов подобной схемы.
В 1914-15 «Парасоль» выпускался серийно на фирме Моран-Солнье. Построено более 600 экземпляров. В начале 1915 на него установили элероны. Самолет, получивший обозначение «Моран-Солнье LA», был выпущен малой серией.
В России «Моран-Солнье L» стал одним из наиболее распространенных аэропланов на раннем этапе первой мировой войны. Всего на российских предприятиях «сдано в казну» примерно 450 аппаратов этого типа. Более 400 из них выпустил московский завод «Дукс» и около 30 - петроградский завод Лебедева. Еще 100 машин получено из Франции.
«Мораны-парасоли» участвовали в боевых действиях с первых дней войны.
В 1914 году на них воевали 8 французских эскадрилий, 3 дивизиона RFC и одно авиакрыло RNAS. Помимо хороших условий для работы летчиков-наблюдателей, экипажи «Моранов» отмечали легкость пилотирования и достаточно высокие для своего времени летные характеристики. На западном фронте самолет применялся до конца 1915 года в качестве разведчика, легкого бомбардировщика и даже - истребителя (впервые курсовой пулемет с отсекателями пуль на лопастях винта был установлен именно на «Моране-парасоле»).
Благодаря способности взлетать с относительно небольших и неподготовленных площадок, «Моран-Солнье L» нередко задействовали в «специальных операциях» по заброске агентов в тыл противника. В дальнейшем из-за растущего несоответствия летных данных требованиям боевой обстановки и появления новых, более совершенных самолетов аналогичного класса, «Парасоли» перевели в разряд учебных. В этом качестве они служили до полного физического износа.
Фронтовая служба российских «Парасолей» продолжалась гораздо дольше, чем на Западе. Незначительное количество германо-австрийских истребителей на восточном фронте позволяло без особого риска использовать эти аппараты еще в 1917 году. Немало их числилось и в летных школах.
Данных о применении «Парасолей» в гражданской войне не сохранилось, но известно, что их можно было увидеть на аэродромах до середины двадцатых годов.
ДВИГАТЕЛЬ «Гном» или «Рон», 80 л.с.
ВООРУЖЕНИЕ Изначально не предусмотрено. С весны 1915 в задней кабине ставили шкворень, а на некоторых машинах - курсовой пулемет поверх крыла или над мотором с отсекателями пуль на винте. Использовались пулеметы «Кольт», «Гочкисс», «Льюис», реже - «Мадсен». В 1916 году многие российские «Мораны» вооружили синхропулеметами «Кольт» или «Виккерс».
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
Размах, м |
11,20 |
Длина, м |
6,80 |
Площадь крыла, кв.м |
18,00 |
Сухой вес, кг |
375 |
Взлетный вес, кг |
650 |
Скорость максимальная, км/ч |
119 |
Время набора высоты, м/мин |
2000/18 |
Потолок, м |
3500 |
Учебный «Моран-парасоль» в Гатчинской летной школе. Второй слева (в гражданской одежде) - известный летчик Адам Габер-Влынский.
«Моран-парасоль» на лыжах в России. Данный самолет интересен своими опознавательными знаками: на крыльях нанесены русские кокарды, а на фюзеляже остались незакрашенные французские.