Цельнодеревянный расчалочный моноплан с полотняной обшивкой. Спроектирован в 1912 году главным конструктором фирмы СПАД (SPAD - Sosiete Provisoire des Aeroplanes Deperdussin) Луи Бешеро при участии голландского инженера Фредерика Кольховена. В том же году владельца фирмы Армана Депердюссена арестовали за незаконные финансовые махинации, и управление заводом перешло к другому знаменитому авиастроителю Луи Блерио. Под его руководством был налажен серийный выпуск машины.
Всего в 1913-14 годах во Франции построено около I00 экземпляров «Депердюссена ТТ». Самолет обладал неплохими для своего времени летными характеристиками. В нем хорошо заметно влияние одноместных гоночных «Депердюссенов», установивших в 1912 году несколько мировых рекордов скорости.
К началу войны «Депердюссенами» были вооружены две эскадрильи французских ВВС. Весной 1914 года на некоторые машины установили пулеметы «Кольт» или «Мадсен» на своеобразных высоких лафетах для стрельбы вперед поверх винта. Для ведения огня летнаб должен был вылезать из кабины на фюзеляж. Подобная «акробатика» не вызвала энтузиазма у летчиков, и о реальном боевом применении этих установок ничего не известно. Позднее на нескольких российских «Депердюссенах» появились более удачные стрелковые точки, для обслуживания которых уже не требовалось покидать кабину (см. цветной рисунок).
Несколько машин приняла британская морская авиация. Самолет применялся в качестве разведчика на западном фронте примерно до конца 1914 года, а затем -в учебных подразделениях. В 1913 г. «Депердюссен» участвовал в конкурсе военных самолетов для российских ВВС. Несмотря на; то, что он занял лишь третье место, его приняли на вооружение и заказали постройку серии на заводе В.А. Лебедева. Завод выпустил 63 аппарата и еще некоторое количество поступило из Франции. Эти машины активно использовались на русско-германском фронте до середины 1916-го.
ДВИГАТЕЛЬ Ротативные «Гном», 80 л.с. или «Рон», 100 л.с., или стационарный звездообразный «Анзани», 60 л.с.
ВООРУЖЕНИЕ Изначально не предусмотрено.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
Размах, м |
10,6 |
Длина, м |
7,15 |
Площадь крыла, кв.м |
22,0 |
Сухой вес, кг |
419 |
Взлетный вес, кг |
812 |
Скорость максимальная, км/ч |
106 |
Потолок, м |
3000 |
«Депердюссен ТТ» французской постройки в России
Русский «Депердюссен ТТ» завода Лебедева, 1915 г. (публикуется впервые)