Ферменный двухместный биплан с толкающим винтом. Конструкция смешанная. Стержни хвостовой фермы, лонжероны крыла и стойки бипланной коробки - стальные трубы. Гондола обшита фанерой, крылья и оперение - полотном. Первая модификация, обозначенная литерой «L» и оснащенная ротативным мотором, построена знаменитыми французскими авиаконструкторами братьями Вуазен в начале 1914 года. В апреле того же года впервые поднялся в воздух «Вуазен LA» со звездообразным двигателем водяного охлаждения «Сальмсон» и увеличенным размахом верхнего крыла.
К началу первой мировой войны «Вуазен LA» был принят на вооружение французской военной авиации. Парижский завод, принадлежавший одному из братьев Габриэлю Вуазену, развернул серийный выпуск машины. Всего во Франции в 1914-1915 годах построено более 800 аппаратов. Кроме того небольшой серией выпущен «Вуазен LB», вооруженный 37-мм полуавтоматической пушкой «Гочкисс».
В ноябре 1914-го из «Вуазенов» сформировали первое во Франции бомбардировочное подразделение (Groupe de Bombardement). Самолет не обладал сколь-нибудь выдающимися летными данными, однако он уверенно держался в воздухе, был прочен, надежен и прост в управлении. Тогда это считалось вполне достаточным, и «Вуазены» получили широкое распространение как во фронтовых эскадрильях, так и в летных школах.
В середине 1915 года запущен в серию «Вуазен LAS» (S - sureleve - улучшенный) с усиленным шасси, более мощным мотором и рядом других нововведений. До конца года выпущено 350 машин. Между тем, все более очевидной становилась непригодность «Вуазена» к активным боевым действиям в условиях западного фронта. Растущие потери тихоходных слабовооруженных машин вынудили французов осенью 1915-го временно приостановить дневные бомбовые рейды. «Вуазены» сначала переклассифицировали в ночные бомбардировщики, а в 1916 начали отводить с фронта в учебные и тыловые подразделения.
Гораздо дольше эти машины применялись на восточном фронте. Летом 1914 года московский завод «Дукс» освоил выпуск «Вуазенов LA», а позднее и «LAS» по французской документации. Производство машины шло до конца 1917 года. Всего по разным оценкам сдано от 300 до 350 аппаратов. Кроме того 153 экземпляра построил завод В.А. Лебедева в Санкт-Петербурге и еще более 10 - мастерские Ф.Ф.Терещенко под Киевом. Таким образом относительно простые, технологичные и нетребовательные «Вуазены» стали в России самыми массовыми аэропланами первой мировой войны.
На 1 сентября 1917 года во фронтовых авиаотрядах насчитывалось еще более 70 аппаратов этого типа. Не менее активно самолет участвовал и в гражданской войне. Итальянская фирма S1T построила по лицензии I 12 «Вуазенов LA», оснастив их рядными моторами водяного охлаждения «Фиат», «Изотта-Фраскини» или «Рено». Эти машины, поступившие на вооружение итальянских ВВС, получили полуофициальное наименование «Вуазен SIT». В британском Королевском воздушном корпусе служили 94 «Вуазена LA», из которых 44 были куплены во Франции, а остальные -построены английской фирмой Сэвиджз. Эти самолеты летали в Месопотамии, Палестине и в бассейне Эгейского моря.
ДВИГАТЕЛЬ «Гном», 70 л.с. или «Рон», 80 л.с. («Вуазен L»). «Сальмсон», 120-130 л.с. («LA»). «Сальмсон», 150, 155 или 160 л.с. («LAS»).
ВООРУЖЕНИЕ 1-2 шкворневых пулемета и, в зависимости от модификации, от 47 до 230 кг бомб.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | ||
LA |
LAS |
|
Размах, м |
14,74 |
15,95 |
Длина, м |
9,50 |
9,60 |
Площадь крыла, кв.м |
45,00 |
54,00 |
Сухой вес, кг |
800 |
1140 |
Взлетный вес, кг |
1200 |
1470 |
Скорость макс., км/ч |
105 |
115 |
Набор высоты, м/мин |
23/2000 |
23/2000 |
Потолок, м |
3000 |
3500 |
«Вуазен LAS» русских ВВС