ФРАНЦИЯ
Цельнодеревянный расчалочный высокоплан с полотняной обшивкой передней части фюзеляжа, крыла и оперения. Создан в 1909 году талантливым французским авиаконструктором, одним из пионеров авиации Луи Блерио. Строился серийно во многих модификациях на фирме Блерио, а также - по лицензии - в Италии на фирме Сосьета Итальяна Трансаэро (SIT) и в России на заводах Щетинина и «Дукс».
«Блерио-XI», прославивший своего создателя перелетом через Ла-Манш, стал первым в мире самолетом, примененным в военных действиях. Машины этого типа принимали участие в Итало-Турецкой (1911-12 гг.) и в Балканских (1912-13 гг.) войнах. К началу первой мировой «Блерио» состояли на вооружении во Франции, Италии, Великобритании, Бельгии, Италии и Болгарии. В России насчитывалось около 50 аппаратов (из них до 30 - местной постройки), которые использовались в качестве учебных.
На западном фронте «Блерио» применялись в первые месяцы войны как разведчик и самолет связи, а в некоторых случаях - и для бомбометания. Ими было оснащено 6 французских и 6 итальянских эскадрилий, отдельные машины входили в 4 английских авиадивизиона. Однако появление у немцев самолетов-истребителей положило конец боевой карьере этих тихоходных невооруженных аэропланов. Весной 1915 года все уцелевшие к тому времени «Блерио» перевели в учебные подразделения.
ОСНОВНЫЕ ВОЕННЫЕ МОДИФИКАЦИИ
«Блерио-XI Милитэр» («военный») - экипаж 1 человек, двигатель «Гном», 50 л.с.
«Блерио-XI Артиллери» («артиллерийский») - экипаж 2 человека, двигатель «Гном» 70 л.с.
«Блерио-XI Жени» («инженерный») - то же, что и «артиллерийский», но с усиленным шасси и видоизмененным хвостовым оперением.
ВООРУЖЕНИЕ
Не предусмотрено. В отдельных случаях на борт брали несколько мелких бомб, сбрасывавшихся вручную или с помощью самодельных приспособлений.
Русский «Блерио-XI Милитэр», октябрь 1916 г., (публикуется впервые)
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ («Блерио-XI Артиллери») |
|
Размах, м |
10,20 |
Длина, м |
8,25 |
Площадь крыла, кв.м |
20,9 |
Сухой вес, кг |
350 |
Взлетный вес, кг |
570 |
Скорость максимальная, км/ч |
95 |
Время набора высоты, м/мин |
1000/14 |
Потолок, м |
4300 |