Цельнодеревянный двухстоечный биплан с полотняной обшивкой. Разработан известным английским летчиком и авиаконструктором, владельцем фирмы Эйркрафт Мэньюфэктуринг Компани Лимитед (Эйрко) сэром Джефри Де Хэвиллендом. В августе 1916 года самолет под управлением своего создателя совершил первый полет. Летные данные были признаны обнадеживающими, и DH.4 рекомендовали к принятию на вооружение с заменой 160-сильного мотора «Бердмор» на более мощный Сиддли «Пума» или Роллс-Ройс «Игл III».
В январе 1917-го первые серийные аппараты вышли из цехов завода фирмы Эйрко в Хендоне. А в марте первый дивизион, оснащенный DH.4 прибыл на, западный фронт. До конца 1918 года» в Великобритании построено 1449 экземпляров машины. Еще около 2500 выпущено по лицензии в США. На американские DH.4 ставили местные двигатели «Либерти». В 1920-21 годах московский завод ГАЗ №1 (бывший «Дукс») построил по английским чертежам 20 самолетов с итальянскими двигателями «Фиат» А-12 в 240 л.с.
DH.4 хорошо проявил себя в качестве фронтового бомбардировщика и фоторазведчика. Высокая скорость и большой потолок делали его малоуязвимым для зенитного огня и вражеских истребителей. Характеристики машины, особенно скороподъёмность, еще более улучшились с установкой форсированного мотора «Игл»УIII. Около 70 «Де Хэвиллендов» с этими двигателями англичане использовали в качестве ночных истребителей для отражения налетов «Цеппелинов» на Британские острова. Единственным недостатком самолета считались далеко разнесенные по фюзеляжу кабины пилота и летнаба, из-за чего было невозможно взаимодействие между членами экипажа в полете.
DH.4 с успехом применялся до окончания первой мировой войны на всех фронтах, где воевали английские Королевские ВВС, а также в составе американского экспедиционного корпуса в Европе. По окончании боевых действий несколько десятков машин закупили Греция, Испания, Бельгия и Япония. Отдельные экземпляры служили до середины двадцатых годов в различных гражданских авиакомпаниях, перевозя пассажиров и почту. Кроме того самолет состоял на вооружении белых армий Деникина и Врангеля, участвуя в боях на Волге и на юге России. В 1919 году 10 машин с двигателями «Либерти» и 2 с «Иглами» были захвачены красными.
ДВИГАТЕЛЬ Сиддли «Пума» (230 л.с.) или Роллс-Ройс «Игл»Ш (270 л.с.) или «Игл»УШ (375 л.с.) или «Либерти» (400 л.с).
ВООРУЖЕНИЕ 1 синхр. «Виккерс» и 1-2 турельных «Льюиса», до 210 кг бомб. Американцы вместо «Виккерса» устанавливали 2 «Мерлина».
Прототип DH.4
DH.4 с максимальной боевой нагрузкой: две 230-фунтовые (2x105 кг) бомбы под фюзеляжем
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (с двигателем «Игл» III) |
|
Размах, м |
12,92 |
Длина, м |
9,35 |
Площадь крыла, кв.м |
40,30 |
Сухой вес, кг |
1082 |
Взлетный вес, кг |
1576 |
Скорость максимальная, км/ч |
188 |
Время набора высоты, м/мин |
1800/7 |
Потолок, м |
4870 |