Известный британский оружейный концерн Виккерс одним из первых выдвинул идею вооруженного боевого самолета. В 1913 году на очередном ежегодном авиашоу Виккерс представил самолет FB.4 - двухместный биплан смешанной конструкции с толкающим винтом и шаровой установкой пулемета «Максим» в носовой оконечности фюзеляжной гондолы. Машина вызвала интерес, но не более. Официальных заказов не последовало.
Однако руководство фирмы сохраняло уверенность в перспективности аппарата и на свой страх и риск заложило в начале 1914-го серию в 50 экземпляров. При этом громоздкий и тяжелый «Максим» заменили более легким и удобным в обслуживании «Льюисом» на шкворневой установке. Самолет получил обозначение FB.5 и прозвище «Ган бас», что можно перевести как «вооруженная повозка».
Виккерс не ошибся в прогнозах, и с началом войны «Ган бас» был немедленно принят на вооружение. Правда, в первые месяцы боев отсутствие воздушного противника по-прежнему заставляло многих считать, что пулемет на самолете - всего лишь бесполезная нагрузка. В результате первый дивизион FB.5 прибыл на фронт только в феврале 1915-го. До июля самолеты вели воздушную разведку.
Потом ситуация резко изменилась. Появление у немцев истребителей Фоккера выявило беззащитность большинства английских машин перед этой новой угрозой. Поскольку «Ган бас» был единственным в RFC вооруженным самолетом, его переквалифицировали в истребитель! В таком качестве FB.5 применялся до конца года, сбив несколько германских аэропланов. Затем его вновь перевели в разведчики, а в июле 1916 сняли с вооружения.
В декабре 1915-го появилась новая модификация «Ган баса» - FB.9, также выпускавшаяся серийно. Она отличалась усовершенствованным шасси без противокапотажных лыж, турельный пулеметом и мотором повышенной мощности.
Небольшое количество этих машин использовалось на западном фронте и в учебных частях до начала 1917 года.
ДВИГАТЕЛЬ «Гном-моносупап», 100 л.с. (FB.5) или «Рон», 110 л.с. (FB.9).
ВООРУЖЕНИЕ 1 подвижный «Льюис» на шкворневой или турельной установке в передней кабине, несколько мелких бомб.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (ВИККЕРС FB.9) |
|
Размах, м |
10,3 |
Длина, м |
8,5 |
Площадь крыла, кв.м |
31,6 |
Сухой вес, кг |
467 |
Взлетный вес, кг |
858 |
Скорость максимальная, км/ч |
133 |
Время набора высоты, м/мин |
2000/19 |
Потолок, м |
3350 |
Виккерс FB.9