Укладка чемоданов-кроватей в повозке.
Общие правила нагрузки. — Наилучшая укладка в 4-х колесной повозке может считаться такая, когда груз, помещенный в ней, давит равномерно на обе оси. Перегруженная та или другая часть повозки очень давит на соответствующую ось, колеса которой сильно загружают в вязком грунте, в особенности при переходе выбоин, промоин и рытвин. Чтобы вытащить загрузший ход повозки, требуется от лошадей чрезмерное напряжение, которое, при частом повторении, быстро истощает их силы и делает обоз мало подвижным.
Парные повозки вновь введенного образца 1884 г., как равно и прежнего образца 1876 г., имеют такую конструкцию, в которой, при равномерном размещении груза в повозке, давление на заднюю ось будет значительно более чем на переднюю. В виду такого свойства принятых повозок, следует нагружать заднюю часть кузова по возможности легче передней, чем достигнется большая равномерность давления груза на обе оси.
Во время похода, при убыли предметов, возимых на повозках, может значительно измениться давление груза на передний и задний ход колес, а потому, основываясь на вышесказанном, следует размещать предметы так, чтобы было по возможности равномерное давление на оси. Не должно при этом упускать из виду, что чрезмерно высоко уложенный груз в передней или задней части повозки делает ее менее устойчивою при движении по дурным дорогам, а в особенности по косогорах.
При укладке груза в повозку образца 1884 года следует наблюдать, чтобы помещаемые в ней предметы, не сдвигали вперед сидения ездового и тем не лишали бы его надлежащего упора ног при управлении лошадьми и торможении повозки на спусках с гор. По этому необходимо соблюдать, чтобы сидение ездового привешивалось за вторыми боковыми стойками повозки (считая от переда), а также, чтобы предметы полезного груза, укладываемые на дно повозки не клались бы ближе ¾ аршина от основания подножки ездового.
Офицерские чемоданы-кровати укладываются в ротные парные повозки № 1 (а офицеров полкового штаба в полковую повозку № 3), или в соответствующие батарейные (эскадронные или сотенные), согласно правил укладки войсковых грузов в обозе; при этом для утилизации места полезно одну пару чемоданов, расположенную вдоль одной из продольных стенок кузова, класть боком, а другие два — стоймя, т. е. дном книзу; пятый-же — боком у сидения ездового.
Нагруженная повозка увязывается веревками и покрывается брезентом согласно правил, подробно изложенных в приложении № 2.
Укладка полевых багажей в двуколке.
Общие правила. Правильное распределение груза в двуколке имеет большое значение, так как третья точка ее опоры приходится на спине лошади, Чрезмерное давление груза на спину лошади, при тяге в 33 до 35 пудов скоро истощает силы ее и вредно отзовется на подвижности повозки. В виду этого, давление на спину лошади при полной нагрузке двуколки с посаженным обозным, не должно превышать 1 пуда 20 фунтов; однако не следует допускать, чтобы давление на спину лошади было менее одного пуда, так как двуколка, при подъемах на горы, получает перевес назад, который перейдя известный предел, лишает лошадь надлежащего упора ног.
Подробные правила укладки груза офицерской двуколки (батальонной и полкового штаба) изложены в приложении №2.