833. На марше соблюдается строгий порядок: движение совершается только по правой стороне дороги (пехота может двигаться по обочинам); левая сторона дороги используется для обгона и встречного движения; на марше разрешается расстегивать воротники, снимать головные уборы; командиры и бойцы должны итти на определенных для них в строю местах ровным шагом, соблюдая установленные дистанции и интервалы; теснины и переправы проходятся поэшелонно и безостановочно; при встрече на пересекающих маршрут дорогах с другими колоннами старший командир устанавливает порядок пропуска колонн, учитывая их боевые задачи, для большого привала подразделения сходят с дороги.
Марш регулируется по тактическим рубежам, которые проходятся в указанное время головой колонны главных сил полка.
834. Для отражения нападения самолетов противника в охраняющих подразделениях и в каждом эшелоне походной колонны назначаются посты воздушного наблюдения и дежурные стрелковые и пулеметные взводы (отделения)
Для прибытия полка с воздуха вовремя прохождения теснин, переправ и населенных пунктов, под прикрытием головного отряда выбрасываются вперед зенитные пулеметы.
После прохождения походной колонны зенитные пулеметы продолжают вести прикрытие с воздуха или следуют в колонне.
По сигналу воздушной тревоги «Воздух» все зенитные средства изготовляются к бою; остальные подразделения, не замедляя движения, принимают меры обеспечения от воздушного нападения (маскируются, расчленяются).
835. Для отражения нападения танков по сигналу
«Танки»:
- противотанковые орудия и ружья немедленно занимают позиции впереди пехоты;
- вся артиллерия быстро занимает огневые позиции для отражения атаки танков;
- пехота, моторизованные части и транспорт быстро используют ближайшие укрытия и
изготовляются к бою;
- саперы устанавливают мины впереди и на флангах огневых позиций артиллерии. По сигналу
«Сбор» подразделения быстро занимают свои места, и колонна продолжает движение.
836. В зимних условиях скорость движения по накатанным дорогам без лыж 3-4 км в час, лыжных батальонов в среднем до 4-5 км в час, мелких групп разведчиков-лыжников 5-6 км в час. Суточный переход лыжных частей 30-40 км.
Значение ночных маршей в связи с коротким днем возрастает.
Разведка и охранение высылаются на лыжах. Дороги обозначаются вехами.
837. Уменьшение глубины колонны достигается движением рот и батальонов на лыжах по обе стороны от основного маршрута. Головные подразделения необходимо сменять через каждый час. Малые привалы при плохом состоянии дорог назначаются чаще, чем обычно, но продолжительность их сокращается. Большие привалы не назначаются.
838. Принимаются меры против обморожения: снабжение теплой одеждой, выдача жиров для смазывания в мороз наиболее подверженных обморожению частей тела, обвертывание ног бумагой, чередование движения на лыжах и без лыж.
Для предупреждения обморожения бойцы должны наблюдать друг за другом
839. Переход необходимо заканчивать в населенном пункте, лесу или в защищенных от ветра и обеспеченных топливом районах.
840. В жаркое время, при необходимости двигаться днем, выступление следует назначать возможно раньше, чтобы большую часть перехода выполнить до наступления дневного зноя, а остальную - после большого привала, когда жара начнет спадать.
Для предупреждения солнечных ударов и других болезненных явлений надо избегать переутомления войск и строго соблюдать питьевой режим.
Во избежание переутомления войск необходимо:
- обеспечивать войскам достаточный отдых перед выступлением и на больших привалах;
- перед выступлением наполнять фляги водой;
- чаще делать малые привалы и увеличивать продолжительность больших привалов, назначая их в тенистых районах и по возможности вблизи рек и водоемов, избегая участков, где застаивается накаленный солнцем воздух;
- на марше расстегивать воротники, периодически снимать фуражки, следовать разомкнуто по фронту
и в глубину, по теневой стороне дороги.