Оглавление

«Цеппелин-Штаакен» R-VI. Первая серийная модификация. Построено 18 экземпляров, из них только один - на фирме Цеппелина, 6 -  на фирме Авиатик, 7 - на фирме Шютте-Ланц и 4 - на предприятии Остдойч Альбатрос Верк (OAW). R-VI - четырехмоторный аэроплан с двигателями «Майбах» Mb.IV по 245 л.с. или «Мерседес» D.IVa по 260 л.с. в двух тандемах.

Конструкция смешанная с преобладанием древесины. Фюзеляж обшит фанерой, мотогондолы - дюралем, крылья и оперение -полотном. Самолет оборудован радиостанцией, электрообогревом кабин и внутренним переговорным устройством. Экипаж - 7 человек (штурман-бомбардир, он же - носовой стрелок, 2 пилота, радист, 2 механика, размещавшихся в мотогондолах, хвостовой стрелок).

Защитное вооружение - от трех до шести пулеметов «Парабеллум». В фюзеляжном бомбовом отсеке помещалось 18 бомб по 100 кг, а максимальная бомбовая нагрузка превышала 2 тонны, рекордный показатель для самолетов Первой Мировой войны.

С июня 1917-го и до лета следующего года «Цеппелины» совместно с «Готами» регулярно бомбили Лондон, Дувр, Фолкстон и другие города юго-восточной Англии. За все это время английской ПВО удалось сбить только один четырехмоторный бомбардировщик.

В феврале R-VI сбросил на пригород Лондона 1000-килограммовую бомбу, самый тяжелый авиационный боеприпас, примененный в Первой Мировой. В последние месяцы войны немецкие гиганты действовали главным образом над территориями Франции и Бельгии.

«Цеппелин-Штаакен» R-XIV и R-XV. Для дальнейшего повышения энерговооруженности своих машин фирма Штаакен в 1917 году вернулась к схеме пятимоторного самолета с носовой силовой установкой. Так появился R-XIV - самый крупный и тяжелый аэроплан эпохи Первой Мировой войны, настоящий шедевр тогдашнего авиастроения.

Объем бензобаков был значительно увеличен, в результате чего почти на треть повысилась дальность полета. Кроме того, на R-XIV нарастили площадь вертикального оперения и ввели роговую компенсацию элеронов.

До конца войны успели построить только 4 таких аппарата и 3 очень похожих на него R-XV. 5 из них принимали участие в боях на западном фронте. Экипаж, вооружение и оборудование R-XIV и R-XV такие же, как на R-VI.

Последним самолетом класса «R» был четырехмоторный R-XVI. Эта машина, построенная фирмой Авиатик, внешне почти не отличалась от R-VI. Новизна заключалась в силовой установке. Помимо двух обычных моторов «Бенц» Bz.IV по 220 л.с, в его гондолах стояли два новейших экспериментальных двигателя «Бенц» Bz.VI по 530 л.с. Такой прирост мощности позволял резко улучшить летные данные. Но в одном из испытательных полетов аэроплан потерпел аварию, а второй экземпляр был закончен только в 1919 году и некоторое время использовался в качестве пассажирской машины.

После войны немецкие тяжелые бомбардировщики еще некоторое время использовались для почтовых и пассажирских перевозок. Известно, что по крайней мере один из «Цеппелинов» в 1919 году совершал полеты в город Каменец-Подольск для связи с руководством Украинской Народной Республики. Затем все они были уничтожены по требованию стран-победительниц.

Bomb1WW158.jpg

«Цеппелин-Штаакен» R-VI.

Bomb1WW159.jpg

«Цеппелин-Штаакен» R-XIV, послевоенный снимок. На переднем плане - группа авиаконструкторов.

Оглавление