Оглавление

ГОТА G-II/G-III/G-IV/G-V GOTHA G-II/G-III/G-IV/G-V

В марте 1916 года впервые поднялся в воздух новый бомбардировщик фирмы Готаэр Вагонфабрик АГ, спроектированный инженером Гансом Буркхардом совместно с полковником Карлом Рознером. Самолет, названный «Гота» G-II, положил начало целому семейству аналогичных машин, сыгравших заметную роль в боевых действиях на фронтах Первой Мировой.

«Гота» представлял собой двухмоторный трехместный трехстоечный биплан деревянной конструкции с полотняной обшивкой. Двигатели в громоздких дюралевых мотогондолах крепились к нижнему крылу. В переднюю плоскость гондол были вписаны радиаторы. Винты толкающие, как и на большинстве тогдашних немецких «двухмоторников».

Состав экипажа также типичен для германских бомбардировщиков того периода - пилот, передний стрелок-бомбардир и задний стрелок. G-II был запущен в серию в начале осени, однако, уже в октябре ему на смену пришел усовершенствованный образец G-III с более мощными моторами и усиленной структурой фюзеляжа. Внешне G-II и G-III практически неотличимы, но характеристики последнего были заметно выше. До конца года построено 25 экземпляров G-III, применявшихся на западном и балканском фронтах.

В начале 1917-го появился «Гота» G-IV. На нем применили интересную новинку, никогда более не встречавшуюся в мировом авиастроении. Для защиты от атак истребителей с нижней полусферы в хвостовой части фюзеляжа сделали сквозной трапециевидный вырез, так называемый «тоннель Готы». Задний стрелок мог через этот вырез вести огонь из верхнего пулемета вниз, под фюзеляж и оперение. Прочность фюзеляжа, ослабленную «тоннелем», повысили путем замены полотняной обшивки на фанерную.

G-IV выпускался серийно на нескольких авиазаводах Германии. Фирма Гота построила 50 экземпляров, Симменс-Шуккерт - около 80 и LVG - примерно сотню.

При этом до 40 самолетов Симменс-Шуккерт сделал в учебном варианте с относительно маломощными 180-сильными моторами «Аргус» или NAG.

Весной 1917 года G-IV поступили на вооружение 3-й эскадры тяжелых бомбардировщиков, предназначенной для действий против Великобритании. Летом и осенью этими машинами вооружили еще несколько подразделений на западном, итальянском и балканском фронтах. 25 мая «Готы» совершили первый дневной налет на Лондон.

Начиная с июля они регулярно, днем и ночью бомбили Лондон, Париж и другие города Англии, Франции и Италии. Эти налеты оказывали сильное морально-психологическое воздействие. Чтобы успокоить население, англичанам даже пришлось отзывать истребители с фронта для усиления ПВО метрополии.

В глазах союзников «Гота» стал символом немецкой стратегической авиации. Нередко этим термином называли любой германский двухмоторный бомбардировщик.

Выносливые, хорошо защищенные «Готы» являлись трудным противником для истребителей Антанты. Не более 20 аппаратов было сбито в воздушных боях, чуть больше - огнем зенитной артиллерии. Основной урон германские бомбардировщики несли в результате различных летных происшествий. Одна только 3-я эскадра потеряла в авариях и катастрофах 37 «Гот».

30 «четверок» приобрела Австро-Венгрия. Австрийцы оснастили бомбардировщики собственными 230-сильными моторами «Геро» и весьма активно применяли на итальянском фронте.

В августе 1917-го была разработана очередная модификация «Готы», обозначенная G-V. Внешне самолет отличался более обтекаемыми мотогондолами овального сечения, укрепленными на стойках между крыльями.

Всего построено 120 «пятерок», из них несколько штук в варианте G-Va с укороченным носом и бипланным хвостовым оперением. Пик боевого применения «Гот» приходится на апрель 1918 года, когда на западном фронте одновременно находилось 36 машин этого типа. В дальнейшем их число постепенно сокращалось, но отдельные экземпляры провоевали до конца войны.

ДВИГАТЕЛИ 2 «Мерседеса» D.IV по 220 л.с. (G-II) или 2 «Мерседеса» D.IVa по 260 л.с. (G-III, G-IV и G-V)

ВООРУЖЕНИЕ Носовая и хвостовая турели с пулеметами «Парабеллум». Бомбовая нагрузка - 300-600 кг в зависимости от дальности полета.Bomb1WW117.jpg

«Гота» G-III

Оглавление