Оглавление

САЛЬМСОН-МУАНЮ S.M.1 (Sal 1 A3)  /  SALMSON-MOINEAU S.M.1 (Sal 1 A3)

Весной 1916 года известная моторостроительная фирма Сальмсон по предложению пилота и авиаконструктора Рене Муаню построила спроектированный им самолет оригинальной схемы. Аэроплан создавался под только что появившийся мощный авиадвигатель «Сальмсон» 9А2с.

Как и многие другие моторы фирмы Сальмсон, этот двигатель имел жидкостное охлаждение и звездообразную схему - весьма невыгодное сочетание с точки зрения аэродинамики.

Чтобы снизить лобовое сопротивление и уменьшить вибрации от работы силовой установки, Муаню решил установить мотор вдоль фюзеляжа, между крыльями, вблизи центра тяжести машины. В ее передней части стало возможным разместить дополнительную пулеметную турель. Крутящий момент к двум винтам передавался с помощью конических шестерен и длинных карданных валов.

Самолет, получивший заводской индекс А92Н, представлял собой крупногабаритный трехместный цельнодеревянный биплан с полотняной обшивкой. Осенью 1916-го он прошел испытания, при которых выявилась недостаточная надежность системы передач. Кроме того, потери мощности в этой системе сводили на нет все преимущества компоновки.

Однако в тот период французская авиация испытывала острый дефицит современных фронтовых бомбардировщиков, и 11 ноября Департамент Аэронавтики заказал на фирме Сальмсон постройку 100 серийных экземпляров машины. Позднее заказ был увеличен до 155 штук. Аппарату присвоили военное обозначение S.M.1, позднее замененное на Sal 1 A3.

В начале 1917-го самолет стал поступать в разведывательные и бомбардировочные эскадрильи западного фронта. В полевых условиях низкая надежность силовой установки проявилась в полной мере. «Сальмсон-Муаню» стал настоящим кошмаром для механиков и мотористов. Вдобавок он оказался сложен в пилотировании и неустойчив при рулежке. Если при взлете носовое колесо задевало землю, то это нередко заканчивалось поломкой шасси или даже опрокидыванием машины.

К лету 1917-го стало ясно, что самолет не годен для боевой службы. Серийный выпуск S.M.1 прекратили, да и из тех, что были построены, многие остались в резерве. Поданным на сентябрь того же года во французских фронтовых эскадрильях числилось 32 «Сальмсона-Муаню». Последние из них были списаны весной 1918-го.

В 1917 году два «Сальмсона-Муаню» закупило для ознакомления российское Главное Управление Воздушного флота. Самолеты проходили испытания на Ходынском аэродроме в Москве.

Возможно, планировалось начать производство этих машин взамен устаревших «Фарманов» и «Вуазенов», так как «Сальмсон» был самым распространенным типом авиадвигателя в России. Но результаты испытаний признали неудовлетворительными.

Летом 1918-го один из необычных аэропланов включили в состав так называемой Калужской авиагруппы Красного Воздушного флота, воевавшей с белогвардейцами на Урале.

ДВИГАТЕЛЬ «Сальмсон» 9А2с, 240 л.с.

ВООРУЖЕНИЕ Две турели с пулеметами «Льюис», до 50 кг бомб.

Bomb1WW089.jpg

Bomb1WW091.jpg

Bomb1WW090.jpg
«Сальмсон-Муаню» S.M.1 на Ходынском аэродроме, весна 1918 г. Силовая установка - двигатель «Сальмсон» 9А2с.

Оглавление