«Илья Муромец В» в полете, весна 1915 г.
«Илья Муромец» серии Г (ИМ-Г, ширококрылый): выпускался с декабря 1915 года. От серии «В» отличался более крупными размерами, шириной (хордой) крыльев, усиленным стрелковым вооружением, а также - увеличенным до 6 человек экипажем.
Применялись разные типы моторов в различных комбинациях: «Санбимы» по 150 или 160 л.с, «Аргусы» по 125 или 140 л.с, РБВЗ-6 по 150 л.с, «Бердморы» по 160 л.с. и «Рено» по 220 л.с. В зависимости от мощности двигателей летные характеристики заметно варьировались. Самолеты с моторами РБВЗ назывались «Руссобалты», а с двигателями «Рено» - «Ренобалты».
Серия «Г» выпускалась с 1916 по 1918 год и включала в себя несколько субмодификаций:
Г-1 (ИМ-Г-1): переходная модель, очень похожая на самолеты серии «В». Отличалась лишь менее развитыми элеронами.
Г-2 (усиленный, ширококрылый): от предыдущих модификаций отличался прежде всего мощным защитным вооружением. В хвостовой законцовке фюзеляжа - кабина стрелка со шкворневой установкой пулемета «Льюис». Еще два пулемета на стрелковой площадке в вырезе верхнего крыла (или в люковой установке на крыше фюзеляжа за крылом) и по одному - в окнах фюзеляжа.
В целом вооружение обеспечивало почти сферический обстрел, но при этом бомбовая нагрузка сократилась до 170-180 кг, что было слишком мало для столь крупной машины. Построено 8 самолетов серии Г-2.
Г-3: наиболее хорошо вооруженная модификация «Муромца». К пяти пулеметам, установленным на Г-2, добавлен еще один в нижней люковой установке. Усилен каркас фюзеляжа и крыльев, введены некоторые изменения в бензосистему и систему управления. Бомбовая нагрузка - 190 кг. До революции выпущено 8 экземпляров.
Г-4: то же, что и Г-3, но запас прочности силового набора увеличен с 3,5-кратного до 4,5-кратного. Весной-летом 1917-го построено около 10 штук.
«Илья Муромец» серии Д (ДИМ): машина значительно меньших размеров, чем все прочие модификации «Муромцев». Носовая часть фюзеляжа полностью остеклена. Двигатели - 4 «Санбима» по 150 л.с. в двух тандемах. Эффективность тандемных силовых установок оказалась низкой, а летные характеристики самолета - неудовлетворительными. Построено 3 экземпляра.
«Илья Муромец» серии Е (ИМ-Е): последняя и самая крупная модификация бомбардировщика. Двигатели «Рено» по 220 л.с. Остекление кабины - по типу ДИМ. Вооружение - до 8 пулеметов: 2 «Виккерса», 2 «Льюиса» и 3 «Мадсена». Экипаж - 7-8 человек. В 1917 году успели построить и отправить на фронт только 3 экземпляра ИМ-Е. Еще несколько было собрано в 1918 году из дореволюционного задела.
К вышесказанному надо добавить, что экипажи «Муромцев» далеко не всегда летали с полным комплектом пулеметов. Нередко вместо «стволов» и патронов брали дополнительный запас бомб.
Первые «Муромцы» прибыли на русско-германский фронт осенью 1914 года. Поначалу самолет преследовали неудачи: поломки, аварии, повреждения от огня собственной зенитной артиллерии. Тем не менее, летчики сохраняли уверенность в перспективности летающего гиганта.
В декабре была создана так называемая Эскадра воздушных кораблей (ЭВК) - первое в мире боевое подразделение тяжелых многомоторных самолетов. По штату в Эскадру входило 12 «Муромцев»: 10 боевых и 2 учебных. Это подразделение успешно провоевало до осени 1917 года.
Всего за время войны на русско-германском фронте действовало около 50 «Муромцев». Их экипажи совершили более 300 вылетов на разведку и бомбардировку, сбросив 48 тонн бомб. Лишь один «воздушный корабль» был сбит в бою немецкими истребителями, а стрелки «Муромцев» сумели уничтожить не менее трех вражеских машин.
После Октябрьской революции и заключения Брестского мира между Германией и Россией Эскадра прекратила существование. Большинство ее самолетов досталось новообразованному Украинскому государству, но из-за плохих условий хранения быстро пришло в негодность.
В 1918 году на Русско-Балтийском заводе достроили начатые еще до революции 13 «Муромцев» типа Г-3. Они вошли в состав организованного советским командованием Дивизиона воздушных кораблей. Дивизион принимал участие в Гражданской и польско-советской войнах.
Красные «Муромцы» бомбили деникинскую кавалерию под Воронежем в сентябре 1919-го, атаковали польские войска в Белоруссии летом 1920-го и части генерала Врангеля в северной Таврии осенью того же года.
В 1921-1922 годах 6 «воздушных кораблей» обслуживали почтово-пассажирскую авиалинию Москва -Орел - Харьков. Последний «Илья Муромец» был списан из-за ветхости в 1923 году.