Оглавление

Все модификации «Капрони» от Са.30 до Са.37 представляли собой цельнодеревянные бипланы с полотняной обшивкой и трехкилевым оперением (точнее - «трехрулевым», так как роль килей играли рули поворота). Экипаж состоял из 4 человек: двух пилотов, носового и кормового стрелков. Последний одновременно являлся механиком и обслуживал в полете фюзеляжный мотор.

20 августа 1915 года «Капрони» Са.2 и Са.3 впервые бомбили австрийские войска в Каринтии. В дальнейшем  такие налеты стали регулярными.

Итальянские «трехмоторники» атаковали города Лайбах (Любляна), Триест, военные и железнодорожные объекты на территории Австрии. Для этого им приходилось преодолевать высокогорные, Альпы, а затем вступать в бой с истребителями ПВО. Несколько самолетов не вернулось с заданий, а 18 февраля 1916-го на аэродроме приземлился «Капрони», ведомый тяжело раненным пилотом. Все остальные члены экипажа были убиты. Но несмотря на потери, итальянцы не собирались отказываться от бомбардировок, приносивших немалый военный эффект.

В конце 1916-го Капрони создал, пожалуй, наиболее экстравагантный аэроплан 1-й Мировой войны. Задавшись целью резко увеличить бомбовую нагрузку машины, он установил на очередную модификацию своего бомбардировщика более мощные, 200-сильные, моторы «Фиат». А чтобы компенсировать возросший взлетный вес, добавил третье крыло.

Напомним, то был период всеобщего увлечения трипланами, но Капрони - единственный, кто сумел разработать и, главное, «довести до ума» тяжелый многомоторный самолет подобной схемы. Все остальные проекты так и не вышли за стадию прототипов, а гигантский триплан Са.40 выпускался серийно и участвовал в боевых вылетах.

Конструкция Са.40 в целом была та же, что и у предыдущих машин Капрони: деревянный каркас с полотняной обшивкой. Новинкой стали восьми колесные тележки шасси и крупногабаритный бомбовый контейнер, размещенный в центре нижнего крыла подфюзеляжной гондолой. Бомбы в нем подвешивались вертикально. Экипаж - 5 человек: 2 пилота и 3 стрелка.

В начале 1917-го появился слегка улучшенный образец Са.41 с более узкой, обтекаемой гондолой и тандемным расположением пилотов. Вершиной развития типа стал Са.42, на который Капрони установил самые мощные на тот момент 400-сильные американские двигатели. «Либерти», По величине бомбовой нагрузки этот самолет не имел себе равных в авиации союзников. В 1917-м построили лишь 3 серийных бомбардировщика-триплана и еще 20 - в следующем году.

Высокая грузоподъемность Са.42 (военное обозначение - Са.4) привлекла внимание английского морского командования. Для авиации ВМФ Великобритании было закуплено 6 машин, которые состояли на вооружении до конца 1918-го. Остальные применялись двумя итальянскими бомбардировочными эскадрильями. Поскольку огромный тихоходный самолет представлял отличную мишень для вражеских зениток, Са.4 почти всегда летали на задания ночью.

Bomb1WW043.jpg

«Капрони» Са.5 над Венецией.

Кроме уже упомянутых, выпускалось и еще несколько модификаций двухбалочных трипланов Капрони: торпедоносец Са:43, Са.51 с бипланным оперением, а также Са.48, Са.52, Са.58 и Са.59 - транспортные самолеты без вооружения. Всего было построено свыше 40 аэропланов семейства Са.4.

Одновременно с работами над Са.4 Джанни Капрони продолжал совершенствовать свои предыдущие самолеты бипланной схемы. Итогом этих работ стал тип Са.5 - несколько увеличенный в размерах Са.3 с улучшенной аэродинамикой и более мощными двигателями. Летные данные машины заметно повысились, и в 1917 году Са.5 приняли на вооружение.

До конца войны «пятерки» постепенно заменили во фронтовых эскадрильях самолеты более ранних модификаций. Под общим армейским индексом Са.5 строилось несколько версий машины: Са.44, Са.45, Са.46 и Са.47 с незначительными конструктивными различиями. В Италии было выпущено 255 экземпляров Са.5. Кроме того, самолет строили по лицензии в США и во Франции.

ДВИГАТЕЛИ
Са.1
: 3 «Гнома» по 80 л.с.
Са.2:
3 «Фиата» по 100 л.с.
Са.3:
3 «Изотты-Фраскини» по 150 л.с.
Са.4:
3 «Фиата» по 200 л.с. или 3 «Либерти» по 400 л.с.
Са.5:
3 «Фиата» по 300 л.с.

ВООРУЖЕНИЕ На Са.1, Са.2, Са.3 и Са.5 устанавливали кольцевую турель с одним или двумя пулеметами «Ревелли» в носовой части гондолы и вторую такую же турель на специальном помосте над задним двигателем. На Са.4 стояла носовая двухпулеметная турель в гондоле и еще две - в хвостовых балках за крыльями. Са.2 поднимал 450 кг бомб, Са.3 - 500 кг, Са.4 с двигателями «Фиат» - 1200 кг, с двигателями «Либерти» - 1950 кг, Са.5 - 530 кг.

Оглавление