В 1913 гаду итальянский авиаконструктор Джанни Капрони первым в Западной Европе взялся за конструирование тяжелого многомоторного аэроплана. Вскоре после сообщений об успешных полетах российского гиганта «Гранд Балтийский» («Русский витязь»), Капрони на собственной авиафирме начал разработку машины аналогичного класса.
Проект Капрони не являлся ни копией, ни аналогом самолета Сикорского. Итальянец создал принципиально иную схему двухбалочного трехмоторного аэроплана с коротким фюзеляжем-гондолой. В хвостовой части гондолы размещался двигатель «Изотта-Фраскини» с толкающим винтом, а перед ним - два ротативных «Гнома», приводивших в движение посредством ременных передач тянущие винты, установленные перед бипланной коробкой.
Работа над машиной продолжалась около года, и весной 1914-го самолет с фабричным обозначением Са.30 впервые поднялся в воздух. Летные характеристики были вполне обнадеживающими, однако сложная и капризная система передач на боковые винты постоянно вызывала проблемы. В конце концов Капрони вообще отказался от трансмиссии и перенес «Гномы» в носовые части балок. Третьим «Гномом» он заменил фюзеляжную «Изотту-Фраскини».
«Капрони» Са.2 французских ВВС.
Переделанный таким образом аппарат назвали Са.31. Он получился настолько удачным, что им сразу заинтересовались военные. В том же году Са.31 приняли на вооружение итальянских ВВС под обозначением Са.1 и запустили в серийное производство.
Дальнейшим развитием типа стал Са.32 (Са.2) с тремя «Фиатами» А. 10 жидкостного охлаждения. Эта машина также выпускалась серийно и состояла на вооружении нескольких бомбардировочных эскадрилий. Затем появилась модификация Са.33 (Са.3). На нее установили новые моторы «Изотта-Фраскини» V4B мощностью по 150 л.с.
Са.3 стал наиболее массовой версией бомбардировщиков «Капрони» периода Первой Мировой войны. Всего в Италии построено 269 аэропланов данного типа. На них летали 15 итальянских бомбардировочных эскадрилий и 2 французские. Кроме того, французы, ощущавшие в начале войны дефицит тяжелых бомбардировщиков, купили лицензию на производство машины. Во Франции Са.33 выпускала фирма Эно-Пельтри. Построенные ею 60 самолетов обозначались буквами СЕР (Caproni-Esnault-Pelterie).
Помимо Са.33, выпускались и другие модификации: Са.34, Са.35, Са.36, Са.36S и Са.37, но все они носили общее военное обозначение Са.3. Са.34 оснастили торпедной подвеской и убрали противокапотажную стойку шасси. У Са.35 гондола имела более обтекаемое округлое сечение. Са.36 оборудовали складывающимися крыльями, а Са.37 - крыльями уменьшенного размаха. Са.36S (Са.3М) - санитарный вариант с закрытой кабиной.
«Капрони» Са.4 итальянской морской бомбардировочной эскадрильи.