Оглавление

НА ВООРУЖЕНИИ

Утверждается, что первая серия Z-10 была передана на вооружение армейской авиации НОАК к концу 2010 г. Сегодня китайская армейская авиация имеет в своем составе уже десять полков, один из которых учебный. Остальные полки введены в состав армейских корпусов, которых в составе сухопутных сил НОАК насчитывается 18.

Каждый полк состоит из 3-5 эскадрилий, образующих смешанный состав части: часть эскадрилий вооружена транспортными вертолетами (Ми-17, Z-8, Z-9), другие - боевыми (Z-9W, Z-10). В последнее время появились сведения, что некоторые полки доразвернуты до 6 эскадрилий. Возможно, что эти части получат статус бригад армейской авиации

Считается, что каждая бригада армейской авиации получит как минимум по одной эскадрилье Z-10. По состоянию на начало 2013 г. эта машина была выявлена наблюдателями не менее чем в 5 полках/бригадах. Таким образом, к этому моменту выпущено порядка 50 вертолетов этого типа.

Z-10013.jpg Z-10012.jpg

Обратите внимание на нашлемную систему отображения информации у оператора вертолета.

 

Тактико-технические данные (оценочно)

Длина, м

14,15

Диаметр несущего винта, м

13,00

Высота, м

3,85

Масса пустого, кг

5500

Взлетная масса, кг

Более 7000

Максимальная

скорость, км/ч

. Более 300

Крейсерская скорость, км/ч

270

Дальность полета, км

500

Китайская армейская авиация находится в стадии роста, ее место в сухопутных силах НОАК постоянно растет. Это естественно для страны с разнообразным рельефом, включающим джунгли, пустыни, горы и многочисленные населенные пункты. На этом фоне, конечно, принятие на вооружение Z-10 является явным признаком растущей мощи Китая. Вертолет демонстрирует технологический скачок по сравнению с Z-9, который был единственным боевым вертолетом армейской авиацией еще два года назад. По некоторым предположениям, Z-10 возьмет на себя роль старого штурмовика Q-5 (глубокой модификации J-6/MJG-19) в операциях по непосредственной поддержке сухопутных войск. Скорее всего, машина будет принята и в состав авиации флота для вооружения десантных кораблей проекта 071. В этом случае «оморяченный» Z-10 будет аналогом советского Ка-29 или корабельных модификаций американской «Кобры».

В то же время новой машине необходим другой двигатель. Во время авиасалона в Чжухае в 2012 г., когда Z-10 был показан широкой публике в первый раз, в ходе демонстрационных полетов эксперты убедились, что несмотря на отличный пилотаж, вертолету явно не хватает мощности, несмотря на то, что полеты осуществлялись без вооружения.

Сейчас китайцы разрабатывают новую силовую установку, обозначенную как WZ-16. Ее мощность должна достичь 1500 кВт. Двигатель создается совместно с французской компанией Turbomeca для вертолета нового 7-тонного класса Eurocopter ЕС 175 (по-китайски обозначением Z-15). Формально это ограничивает его использование в военных целях. Однако, как показано выше, реальным препятствием для Пекина какие-либо договорные обязательства не являются.

Оглавление