Так же незакрытой «рамой» можно считать изящный двухфюзеляжный электролет из Словении Pipistrel «Taurus» G4 (2011 г.). На базе рутановской машины «Carbon Aero» американская фирма «Адам» (Adam) попыталась вернуть в небо пассажирские «рамы» в виде А500 (2002 г., 7 экз.) и А700 (2003 г., 2 экз.) - винтовые и реактивные. Но, увы, время «рам» для воздушных перевозок, видимо, прошло.
Лишь одна пилотируемая «рама» в XXI веке пошла в большую серию. Впрочем, это уже не самолет, а франко-польский автожир «Xenon» фирмы «Celier Aviation» (первый полет выполнен в 2003 г.). По рекламной информации фирмы-изготовителя к 2013 г. продано уже более 200 экз. этого сверхлегкого аппарата. Аналогичный автожир в 2000 г. попытались внедрить в серийное производство в США братья Groen, но их аппарат Hawk H4 был построен лишь в 4 экз. Легкие винтокрылы сейчас переживают вторую молодость, а опытные «рамные» экземпляры порой поражают своей оригинальностью, как, например, Flying Car PAL-V или Rotor Flight Dynamics L.F.I.N.O. В заключение трудно оставить без внимания весьма впечатляющую двухбалочную опытную конструкцию: южнокорейский экраноплан WSH-500 компании «Wingship Technology» (2011 г. 1 экз.). Пусть он летит над волнами, но уже почти в небе...
В XXI веке настало время беспилотных «рам». Причем в масштабах весьма впечатляющих. Дело в том, что двухбалочная схема «рамы» с одним мотором и толкающим винтом идеально подошла для размещения разведывательного оборудования. Все началось, вероятно, в 1980-х гг. в Израиле, где очень берегут своих граждан и с удовольствием выпускают в полет летательные аппараты без драгоценного экипажа. Но рассказ о беспилотных «рамах», в силу их большого количества и разнообразия, требует отдельной статьи.
Wingship WSH-500
В целом, за 110-летнюю историю авиации насчитывается более 200 двухбалочных и двухфюзеляжных конструкций (не считая беспилотных и сверхлегких самодельных ЛА). Всего же построено более 26500 летательных аппаратов, которые можно объединить под одним названием - «Рамы» небесные.
«Рамы», выпущенные в количестве 100 экземпляров и более:
1. | Lockheed P-38 Lightning | порядка 10000 экз. |
2. | de Havilland 100 Vampire | 4400 экз. |
3. | Caudron G.3/G4 | 2850/1410 экз. |
4. | Gotha Go 242 | 1528 экз. |
5. | de Havilland 112 Venom | 1488 экз. |
6. | Caproni Ca-1/5 | 1150 экз. (1243) |
7. | Fairchild C-119 | 1112 экз. (1183) |
8. | Focke-Wulf FW 189 | 864 экз. (846) |
9. | Northrop P-61 | 707 экз. |
10. | Cessna O-2 | 544 экз. |
11. | Nord 2500-2508 Noratlas | 425 экз. |
12. | North American OV-10 Bronko | 387 экз. |
13. | SAAB J-21 | 299 экз. |
14. | Blohm und Voss BV138 | 276 экз. |
15. | North American P-82 | 273 экз. |
16. | Savoia-Marchetti SM-55 (S-55) | 227 экз. |
17. | Fairchild C-82 | 220 (223) экз. |
18. | Celier Aviation Xenon | 200 экз. |
19. | Gotha Go 244 | 174 экз. |
20. | WSK(PZL) Mielec M-15 | 155экз. |
21. | SECAN SUC-10 Courtis | 144 экз. |
22. | de Havilland 110 Sea Vixen | 140 экз. |
23. | IAI Arava | 140 экз. |
24. | Сикорский S-38 | 114 экз. |
Су-80
Як-58
Pipistrel Taurus G4
Adam A500
Adam A700