Оглавление

Так же незакрытой «рамой» можно считать изящный двухфюзеляжный электролет из Словении Pipistrel «Taurus» G4 (2011 г.). На базе рутановской машины «Carbon Aero» американская фирма «Адам» (Adam) попыталась вернуть в небо пассажирские «рамы» в виде А500 (2002 г., 7 экз.) и А700 (2003 г., 2 экз.) - винтовые и реактивные. Но, увы, время «рам» для воздушных перевозок, видимо, прошло.

Лишь одна пилотируемая «рама» в XXI веке пошла в большую серию. Впрочем, это уже не самолет, а франко-польский автожир «Xenon» фирмы «Celier Aviation» (первый полет выполнен в 2003 г.). По рекламной информации фирмы-изготовителя к 2013 г. продано уже более 200 экз. этого сверхлегкого аппарата. Аналогичный автожир в 2000 г. попытались внедрить в серийное производство в США братья Groen, но их аппарат Hawk H4 был построен лишь в 4 экз. Легкие винтокрылы сейчас переживают вторую молодость, а опытные «рамные» экземпляры порой поражают своей оригинальностью, как, например, Flying Car PAL-V или Rotor Flight Dynamics L.F.I.N.O. В заключение трудно оставить без внимания весьма впечатляющую двухбалочную опытную конструкцию: южнокорейский экраноплан WSH-500 компании «Wingship Technology» (2011 г. 1 экз.). Пусть он летит над волнами, но уже почти в небе...

В XXI веке настало время беспилотных «рам». Причем в масштабах весьма впечатляющих. Дело в том, что двухбалочная схема «рамы» с одним мотором и толкающим винтом идеально подошла для размещения разведывательного оборудования. Все началось, вероятно, в 1980-х гг. в Израиле, где очень берегут своих граждан и с удовольствием выпускают в полет летательные аппараты без драгоценного экипажа. Но рассказ о беспилотных «рамах», в силу их большого количества и разнообразия, требует отдельной статьи.

TwinPlan113.jpg

Wingship WSH-500

В целом, за 110-летнюю историю авиации насчитывается более 200 двухбалочных и двухфюзеляжных конструкций (не считая беспилотных и сверхлегких самодельных ЛА). Всего же построено более 26500 летательных аппаратов, которые можно объединить под одним названием - «Рамы» небесные.

«Рамы», выпущенные в количестве 100 экземпляров и более:

1.   Lockheed P-38 Lightning порядка 10000 экз.
2.  de Havilland 100 Vampire 4400 экз.
3.  Caudron G.3/G4 2850/1410 экз.
4.  Gotha Go 242 1528 экз.
5.  de Havilland 112 Venom 1488 экз.
6.  Caproni Ca-1/5 1150 экз. (1243)
7.  Fairchild C-119 1112 экз. (1183)
8.  Focke-Wulf FW 189 864 экз. (846)
9.  Northrop P-61 707 экз.
10.  Cessna O-2 544 экз.
11.  Nord 2500-2508 Noratlas 425 экз.
12.  North American OV-10 Bronko 387 экз.
13.  SAAB J-21 299 экз.
14.   Blohm und Voss BV138 276 экз.
15.  North American P-82 273 экз.
16.  Savoia-Marchetti SM-55 (S-55) 227 экз.
17.  Fairchild C-82 220 (223) экз.
18.  Celier Aviation Xenon 200 экз.
19.  Gotha Go 244 174 экз.
20.  WSK(PZL) Mielec M-15 155экз.
21.  SECAN SUC-10 Courtis 144 экз.
22.  de Havilland 110 Sea Vixen 140 экз.
23.  IAI Arava 140 экз.
24.  Сикорский S-38 114 экз.
TwinPlan114.jpg

Су-80

TwinPlan115.jpg

Як-58

TwinPlan116.jpg

Pipistrel Taurus G4

TwinPlan117.jpg

Adam A500

TwinPlan118.jpg

Adam A700

Оглавление