Оглавление

Объединение в 1925 г. ОДВФ и Доброхима изменило статус праздника — в 1925 и 1926 гг. он стал называться Днем советской авиации и химии (Авиахима). В перечень праздничных мероприятий на центральном аэродроме имени Троцкого (Ходынка), кроме традиционных полетов, вошли и «опыление» зрителей с воздуха, и сухопутные «бои» в противогазах.

В 1927 г. произошло очередное укрупнение, и с Авиахимом слилось Общество содействия обороне (ОСО). Гигант Осоавиахим требовал и грандиозных праздников, и в июле вместо одного праздничного дня появилась целая неделя — Неделя обороны. К сожалению, в этой неделе авиационный праздник окончательно затерялся, да и сама Неделя, почему-то, очень скоро сошла на нет. Возможно, планы масштабных свершений первой пятилетки отодвинули проблемы патриотического воспитания на второй план.

Обострение политической ситуации в начале 1930-х гг. вновь «поставило ребром» вопрос об укреплении Военно-Воздушных Сил. Теперь же основным лозунгом, в отличие от предыдущего (образца 1923 г.), стал — «Комсомолец — на самолет!», призывающий пополнять ряды ВВС. Именно, «дальнейшей популяризации гражданской и военной авиации в массах» и должен был служить новый Праздник авиации.

В ноябре 1932 г. Командующий ВВС РККА Я.И. Алкснис внёс на рассмотрение Революционного Военного Совета предложение ВВС об учреждении нового праздника — «Дня авиации». Праздник предлагалось проводить ежегодно в августе — «наилучшем времени по метеоусловиям, после подготовки в летних лагерях личного состава ВВС», в виде авиационных парадов, с демонстрацией лучших образцов военной и гражданской авиации, пилотируемых лучшими военными и гражданскими лётчиками, а также с участием выдающихся спортсменов авиаторов и парашютистов.

28 апреля 1933 г. Совет народных комиссаров СССР принял постановление №859, в соответствии с которым празднование Дня воздушного флота СССР должно было проводиться ежегодно 18 августа.

18 августа 1933 г. тысячи москвичей и «гостей столицы», не избалованных в ту пору ни хлебом, ни зрелищами, собрались на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе. Впервые в стране состоялся масштабный смотр авиационных достижений. Посмотреть было на что. Итак, история легендарного Праздника началась...

 SkyParad004.jpg SkyParad003.jpg

ПС-40 над Тушино, 1936 г.


18 августа 1933 г. — День Воздушного Флота СССР

Центральный аэродром имени М.В. Фрунзе

Эскадрилья истребителей, руководимая летчиками Горошенко, Алексеевым, Юрьевым и Анисимовым, показала искусство высшего пилотажа сложнейшие виражи, мертвые петли, штопоры и полеты вверх колесами. Два автожира советской конструкции совершили замедленный полет, недоступный обычным аэропланам. 62 парашютиста школы Осоавиахима совершили с АНТ-14 и АНТ-9 прыжки с высоты 1500 метров.

В полете и на земле демонстрировались десятки самолетов, в том числе АИР-5, АИР-6 и АИР-7.

18 августа 1934 г. — День Воздушного Флота СССР

Аэродром Центрального аэроклуба имени В.П. Чкалова (Тушино)

Самолет АНТ-20 стал флагманом агитэскадрильи имени Максима Горького.

Впервые появилась «Красная пятерка» на самолетах И-5 летчики НИИ ВВС В.А. Степанченок, В.К Коккинаки, В.Н. Евсеев, НИ. Шевченко и СП. Супрун.

Состоялись воздушные гонки истребителей И-4, И-5, И-14, И-15, И-16. Победил, естественно, И-16. Третье место на самолете И-15 занял В. П. Чкалов.

Продемонстрирован полет пяти связанных между собой У-2, а также полет автожира ЦАГИ А-8.

В разгар авиационного парада произвела посадку четверка самолетов АИР-6, благополучно закончивших перелет Москва Иркутск Москва, начавшийся 5 августа.

Мастер парашютного спорта С.Н. Афанасьев выполнил затяжной прыжок с высоты 3000 метров, раскрыв парашют в 800 метрах над землёй.

В заключение был произведен сброс 100 парашютистов с трех АНТ-6, групповой прыжок команды женщин с АНТ-9 и даже приземление на парашютах животных собак, кошек и свиней. С неба спустился передвижной буфет, в котором всех желающих кормили горячим обедом из трех блюд.

 

Оглавление