Оглавление

SeeAvibg040.jpg SeeAvibg041.jpg

Летающая лодка "Кертисс" F

Летающая лодка Кертисса в Севастополе

Из приведенного следует, что сотрудничество с РБВЗ практически ничего морской авиации не дало. Полученные пять самолетов С-10 «Гидро» оказались недоработанными и к 1916 г. в боевом составе уже не числились. Впоследствии И.И. Сикорский безуспешно пытался оборудовать поплавками самолеты С-16 и С-20. В то же время (в 1911 - 1913 гг.) для морской авиации закупались самолеты французского и американского производства: поплавковые «Вуазен-Канар», «Моран», «Фарман», «Кертисс-F» и летающие лодки «Левек», «Кертисс-К» и «F.B.A.-C», (последний, впоследствии выпускался на заводе Лебедева под обозначением Ф.Б.А.). Вместе с тем поступали и сухопутные самолеты, часть которых с усердием, заслуживающим лучшего применения, устанавливали на поплавки.

С выбором зарубежных самолетов для последующей их закупки не все складывалось гладко. Лучшие перспективные образцы могли просто не продаваться; не исключалась и недобросовестность поставщиков; безусловно, имела значение и стоимость. В том, что это так, убеждает пример поставки в Россию морских самолетов фирмой «Кертисс», которая довольно быстро прогрессировала в области самолетостроения.

В 1914 г. морское ведомство вновь заказало самолеты «Кертисс» двух типов - F и К, а позднее и двухмоторные летающие лодки «Атлантик». Морской генеральный штаб не сразу перевел деньги - выявились недостатки самолетов «Кертисс» первых образцов (особенно ненадежными оказались двигатели), заказ с учетом этого обстоятельства скорректировали и вместо шести устаревших поплавковых гидросамолетов типа F заказали летающие лодки типа К, увеличили также количество закупаемых запасных частей к ним и т.п. (всего было заказано 72 самолета. Из них на флотах собрано 20. С апреля 1916 г. их заменил гидросамолёт М-5. Одна из двух поставленных летающих лодок «Атлантик» потерпела катастрофу при облете).

После получения заказа на самолёты «К», оказалось, что фирма переоценила свои возможности и не в состоянии его выполнить без существенной материальной поддержки. Кертисс через русского морского агента в США обратился за помощью. 5 октября 1914 г. русский морской агент капитан 2-го ранга Васильев телеграфировал начальнику Морского генерального штаба: «Кертисс умоляет дать ему аванс, весь в долгу, сам работает, как простой работник. Может быть банкротство этой очень бедной фирмы с распубликованием в газетах». Морской генеральный штаб откликнулся довольно быстро и 12 октября 1914 г. фирме перевели 344 тыс. руб. (история с закупкой самолетов имела неожиданное продолжение. Так, 24 апреля 1946 г. МИД СССР направил в адрес командования ВМФ письмо, подписанное Вышинским: «Посольство США сообщило, что правительство США ведет судебное дело против самолетостроительной фирмы «Кертисс» о взыскании с нее аванса, полученного во время Первой мировой войны от русского правительства по договору о поставке русскому правительству аэропланов. Договор был нарушен фирмой «Кертисс». Правительство США просит МИД оказать содействие в получении документов относительно поставок»).

Последующее показало, что поставщик (вероятнее всего фирма «Плюм и Оке», представлявшая аэропланную компанию «Кертисс») не совсем добросовестно исполняла свои обязательства. С полной очевидностью это следует из рапорта от 24 июня 1915 г., представленного инженером по авиационной части Черноморского флота инженер-механиком лётчиком лейтенантом Михайловым. После знакомства с содержанием рапорта Авиационный комитет пришёл к довольно неутешительному заключению по лодкам «Кертисса»: «Лодка на одном из закупленных самолетов не новая, а уже бывшая в эксплуатации, также как и несколько двигателей; боковые поплавки стоят от самолетов первых серий; один из пропеллеров сломан. По самолёту «Аэромарин»: плоскости на двухмоторной летающей лодке принадлежат «земному» самолету; присланный двигатель «Кирхгам» (по-видимому, имеется в виду двигатель «Биркихтам» Прим.авт.) нельзя было установить на самолет (не подходил по месту водяной радиатор; моторама от другого двигателя; места для дополнительного бака не было), три других мотора «Кирхгам» оказались различных модификаций и с дефектами».

Оглавление