Далее Колчак пишет: «В этот штаб вошёл и я в качестве заведующего Балтийским театром. С этого времени и начинается период, обнимающий приблизительно 1906 - 1909 гг., период, если можно так выразиться, борьбы за возрождение флота... Прежде всего была выдвинута планомерная судостроительная программа, которой до сих пор не было. Первая работа, которую выполнил Морской генеральный штаб, заключалась в изучении военно-политической обстановки, что позволило сделать вывод, что Германия начнёт войну против России в 1915 г. По результатам анализа обстановки была разработана кораблестроительная программа до 1915 г., которую предстояло утвердить в государственной думе. Однако первоначальная программа морского министерства не состоялась из-за разногласий в думе и только в 1910 г. удалось добиться решения о скорейшем проведении судостроительной программы. Из-за опоздания со строительством крейсеров адмирал Эссен сделал ставку на защите Петербурга с помощью массированной постановки мин. Минные постановки могли быть успешными лишь при наличии оперативных разведданных, о противнике, полученных только с помощью авиации». И А.В. Колчак заключает: «Так военно-морской кружок также пришёл к выводу о необходимости морской авиации».
Конечно, ради справедливости следует обратить внимание на отсылку: «также пришёл к необходимости морской авиации», поскольку и другие структуры морского ведомства, а также и флотские офицеры в не меньшей степени осознавали необходимость авиации.
Офицер корпуса инженер-механиков флота капитан Лев Макарович Мациевич в 1909 г. сделал на заседании военно-морского кружка доклад «О состоянии авиационной техники и возможности применения аэропланов в морском флоте», в октябре того же года изложил основные положения в докладной записке начальнику морского генерального штаба контр-адмиралу А.А. Эбергарду. Приведя последние результаты, показанные самолётами на различных соревнованиях, Мациевич высказал предположение о возможности применения их в интересах флота, что само по себе не ново: «При помещении одного или нескольких аэропланов на палубе судна, они могут служить в качестве разведчиков, а также для установления связи между отдельными судами эскадры и для сообщения с берегом».
Далее Мациевич отмечает, что «вопрос о создании морского типа аэропланов, а также возможность помещения их на палубе военных судов с весны с.г. им разрабатывается. Технические стороны вопроса, по-видимому, не представляют непреодолимых затруднений». Далее в записке описываются устройства, с помощью которых предполагается производить взлет с корабля и посадку.
В заключении Мациевич формулирует основные вопросы, на которые следует обратить внимание в случае признания целесообразности применения аэропланов в интересах флота: подготовить специалистов для проектирования и постройки аэропланов; образовать кадр пилотов; построить опытный морской аэроплан; разработать приспособления для их обслуживания на одном из минных судов Балтийского моря. Для решения этих вопросов он полагал целесообразным образование специального комитета. Обращает внимание, что предпочтение отдаётся именно минным судам, что связано с вниманием, которое уделялось применению мин и контролю за ними.
Из резолюции начальника Морского генерального штаба на документе: «По получении сведений о результатах совещания Комитета по усилению флота, Вам (Мациевичу) поручено проектировать доклад Министру. Доклад основывать на новейших успехах аэроплана и его способности бороться с ветром, преимущества перед управляемыми аэростатами, а также на отмене мероприятий предположенных министром для подготовки личного состава на летательных машинах Воен. Вед-ва». A.Э. (Эбергард).
Капитан Лев Макарович Мациевич
30 ноября 1909 г. Мациевич направил докладную записку Главному инспектору кораблестроения генерал-майору А.Н. Крылову. В неё внесен ряд поправок по сравнению с первоначальным текстом. Чтобы обеспечить взлёт самолёта с палубы корабля предполагалось использовать «лёгкий тент или старт с помощью электрической лебёдки». Вполне обоснованно, хотя подобного опыта ещё не было, Мациевич считал возможной посадку на корабль и полагал для торможения самолёта использовать особые сети. Приведён ориентировочный расчёт стоимости размещения двух аэропланов на кораблях в сумме 50 тыс. руб. Далее Лев Макарович ссылается на разговор с адмиралом Де-Ливроном, который посоветовал оборудовать самолётами строящийся на Путиловском заводе 36-ти узловый миноносец («Новик»), в связи с чем просит разрешить ему ознакомиться с его чертежами и другими деталями. В докладной записке А.Н. Крылову Мациевич, ссылается на информацию, полученную им от капитана Немченко, пробывшего за границей семь месяцев и сообщившего ему, что в германском флоте сделаны уже первые шаги для размещения аэропланов на палубе корабля.
Такой отзыв сохранился в делах и он, вопреки установившимся мнениям о косности руководства, свидетельствует о взвешенном подходе к проблеме авианизации флота с учётом реалий. В частности, подчёркивается необходимость подготовки специалистов и постройке аэроплана, не связывая его со строящимся миноносцем «Новик» (головной корабль серии, т.е. фактически опытный). Отработку комплекса вопросов, связанных с базированием аэропланов на корабли производить на одном из «судов, потерявших боевое значение». Такое решение следует считать вполне разумным и оправданным, поскольку кроме предложений и общих рассуждений в проектах ничего реального ещё не содержалось.