Вид места сорванной бортовой брони танка T-III при попадании в нее РБСК-82 |
Попадание РБСК-82 в лафет пулемета танка «Прага 38-1» (38t) |
Попадание РБСК-82 в башню танка «Прага 38-1» |
Попадание РБСК-82 в лобовую броню танка «Артштурм» (Штурмгешуц III) |
Казалось бы все ясно. Однако мало кто знает, что одновременно с ПТАБ совместными усилиями НИИ-3 и НИИ-6 отрабатывался ракетный бронебойный снаряд с кумулятивной боевой частью калибра 82 мм - РБСК-82. Причем, на полигонные испытания в филиале НИП АВ ВВС этот снаряд поступил даже раньше, чем первый прототип ПТАБ!
Испытывался РБСК-82 в течение двух дней - 25 и 26 июля. Ведущим инженером по испытаниям был старший техник-лейтенант Губин. От НИИ-3 в испытаниях участвовал военинженер 3-го ранга Шитов. Отчет по испытаниям начальник филиала НИП АВ ВВС инженер-полковник Лобачев утвердил 12 августа 1942 г.
В ходе испытаний предполагалось «проверить пригодность и безопасность действия головных взрывателей АМ-А и М-50 ракетных снарядов кумулятивного действия РБСК-82 при стрельбе по броне». Планировалось «определить бронепробиваемость РБСК-82 стрельбой по танкам со станка на земле», а также «характеристики устойчивости РБСК-82 на траектории и вероятные отклонения при стрельбе в воздухе с самолета Ил-2 по наземным целям».
Снаряды испытывались в двух вариантах снаряжения ВВ: тротил и сплав 70/30 (тротил с гексогеном). Снаряды с тротилом имели очко под взрыватель АМ-А, а снаряды со сплавом 70/30 - взрыватель М-50. Взрыватели имели капсюль накольного действия типа АПУВ. Ракетная часть РБСК-82 - штатная, от ракетных снарядов М-8, снаряженных пироксилиновым порохом.
Головная часть РБСК-82 состояла из стального цилиндра с толщиной стенок 8 мм. В переднюю часть цилиндра закатывался конус из листового железа. При помощи этого конуса создавалась выемка во взрывчатом веществе, залитым в цилиндр головки снаряда. По центру цилиндра проходила трубка, которая служила «для передачи луча огня от накольного капсюля к капсюлю-детонатору ТАТ-1». Оживальная часть головки изготавливалась из листового железа и закатывалась на переднюю часть цилиндра.
В общей сложности в ходе испытаний было израсходовано 40 штук РБСК-82, из них 18 - стрельбой в воздухе, остальные -на земле. Обстреливались трофейные немецкие танки Pz.lll, StuG III и чешский танк Pz.38(t) с усиленным бронированием.
На земле стрельба велась с пусковой установки на 6 снарядов, устанавливаемой на различные дистанции от танков. Прицеливание осуществлялось с помощью простейшего механического прицела.
Стрельба в воздухе велась по танку StuG III с пикирования под углом 30° залпами по 2-4 снаряда в одном заходе. Дистанция стрельбы 200 м. Всего было выполнено три полета. Снаряды показали хорошую устойчивость на траектории полета, но ни одного опадания в танк получить не удалось.
Основные же результаты стрельб сводились к следующему. Ракетный бронебойный снаряд кумулятивного действия РБСК-82, снаряженный сплавом 70/30, «производит разрушения брони 30 мм под любыми углами встречи и с любым взрывателем», а броню толщиной 50 мм «пробивает под прямым углом, но не пробивает под углом встречи 30° (60° к перпендикуляру к поверхности)». Считалось, что этот эффект является следствием запаздывания в срабатывании взрывателя «от рикошета и кумулятивная струя формируется при деформированном конусе». Снаряды
РБСК-82 в тротиловом снаряжении пробивали броню толщиной 30 мм лишь под углами встречи не менее 30°, а броню 50 мм - не пробивали ни при каких условиях попадания. Отверстия, получаемые при сквозном пробитии брони, имели диаметр до 35 мм. При этом в большинстве случаев пробитие брони сопровождалось отколом металла вокруг выходного отверстия. Кроме того, как отмечалось в отчете, снаряды «обладают большой фугасной волной, способной разрушить броню до 15 мм при непосредственном попадании или при взрыве на удалении 0,5 м от брони».
Делался вывод, что «РБСК-82 - более эффективен по танкам, чем штатный РС-82». Рассеивание кумулятивного снаряда не отличается от такового для РС-82. Взрыватели АМ-А и М-50 работают безотказно. Основным недостатком является малая вероятность попадания в танк.
В заключении отчета по испытаниям начальник стрелково-пушечного отделения полигона инженер-майор Филиппов и ведущий инженер старший техник-лейтенант Губин зафиксировали: «1) Представленные на испытания ракетные снаряды РБСК-82, представляющие собой новый метод бронепробиваемости за счет кумулятивного эффекта, показали удовлетворительные результаты при прямом попадании в танк с наземной установки. 2) Считать целесообразным изготовить опытную партию в 100 шт. и проверить эффективность по цели».
Как следует из документов, в массовое серийное производство такой боеприпас не пошел, надо полагать, по причине отсутствия явного преимущества в боевой эффективности по сравнению с противотанковой авиационной бомбой ПТАБ-1,5-2,5 конструкции ЦКБ-22.
Действительно, поскольку кассеты мелких бомб Ил-2 вмещали до 280 ПТАБ-2,5-1,5, то обеспечивалась довольно высокая вероятность прямого попадания в танки, даже в рассредоточенных боевых порядках.
Так, при сбрасывании ПТАБ с высоты 200 м с горизонтального полета при скорости полета 340-360 км/ч одна бомба попадала в площадь, равную в среднем 15 м2, при этом, в зависимости от бомбовой загрузки, общая область разрывов занимала полосу 15х(260-280) м, что обеспечивало довольно высокую вероятность поражения находящегося в этой полосе танка. Дело в том, что площадь, занимаемая одним танком, составляла величину порядка 20-22 м2, а попадание хотя бы одной бомбы в танк было вполне достаточным для вывода его из строя.