На протяжении двухнедельной командировки я проживал на аэродроме Шагол в курсантской казарме, которая специально была выделена для размещения китайского летного и технического состава. Местное руководство лично мне выделило отдельный блок, за что ему выражаю благодарность. Условия проживания оказались весьма неплохими. Помещение капитально отремонтировано, чистое и просторное. На одном этаже установлен бильярд, на другом теннисный стол, так что было чем позаниматься на досуге.
Проживание по соседству с нашими гостями оставило массу впечатлений и окунуло в совершенно другую атмосферу, которую я прочувствовал сразу по приезду, разместившись и выйдя вечером на улицу. Вокруг незнакомая речь, на плацу аккуратно припаркована иностранная аэродромная техника, а из окна раздаются мелодичные звуки китайской дудочки — ну чем вам не квартал в каком-нибудь Шанхае? В распоряжении китайских поваров была целая курсантская столовая. Кстати, китайцы всю провизию и питьевую воду привезли с собой, задействовав для этого несколько железнодорожных вагонов.
«Мирная миссия» давно стала не просто войсковыми учениями, а встречей и обменом опытом и культурными ценностями между Россией и КНР. Наши гости и российская сторона заранее хорошо к этому подготовились. Ансамбль Шеньянского военного округа в один из дней показал свое выступление в челябинском дворце культуры, на котором помимо военных присутствовали и жители города. Надо сказать, было на что посмотреть во время двухчасового выступления.
В один из дней, когда авиация не поднималась в воздух по причине плохих погодных условий, китайские офицеры по воспитательной и политической работе пригласили на встречу-беседу своих российских коллег, на которой оказался и я. Для меня была интересна любая информация, касающаяся подготовки летного состава ВВС НОАК, но наши китайские коллеги не очень-то были разговорчивы в этом плане и больше были готовы слушать российских коллег нежели рассказывать о себе.
Система подготовки китайских летчиков сильно напоминает советскую, но имеет некоторые отличительные особенности. Например, перед полетами экипажи не отпускают по домам, и они ночуют и проводят прием пищи в специальных гостиницах на территории аэродрома. Средний дневной налет летчика-истребителя составляет 5—6 часов. Очень удивило, что комиссар НОАК в беседе рассказал, что китайская авиация совсем не используется в плохих погодных условиях. Но при перелете в Челябинск все обратили внимание на то, что проливной дождь и плохая видимость не помешали истребителям JH-7A приземлиться, а летчики оказались прекрасно подготовлены к таким метеоусловиям.
Самое большое впечатление на меня произвела китайская дисциплина. Обязательное построение перед каждым приемом пищи, командует которым рядовой военнослужащий, не имеющий высоких офицерских званий. Все с удивлением наблюдали, что в строю наравне со всеми вышагивает командир 11-й авиационной дивизии в звании старшего полковника (в ВВС НОАК эта должность не генеральская) и командир авиационного полка. Вы можете себе представить, что бы российский полковник ходил в столовую в общем строю? Я нет. Четкое распределение обязанностей и тщательный уход за авиационной техникой также бросились в глаза. Очень поразила еще одна деталь — кастовость в китайской авиации. Летчики ВВС не то что не общались с летным составом своей же армейской авиации, скажу больше, они даже не здоровались друг с другом, а для доставки их на аэродром приходилось использовать разные автобусы, так как китайские гости не желали садиться в один транспорт.
Информационное обеспечение у китайских соседей также было на высоком уровне. На учениях работали более 30 офицеров (фотографов и видеооператоров), фиксировавших буквально каждый шаг своих солдат и офицеров. Оснащены они были далеко не самой плохой аппаратурой.
Безусловно было очень интересно увидеть авиацию нашего великого соседа, хотя на учениях были представлены и не самые современные ее образцы. В 2007 г. в Челябинске истребители JH-7A также участвовали в подобных учениях, но применяли лишь НАРы и средние авиационные бомбы. В этот раз мы уже увидели 500 кг УАБ с лазерным наведением. Маленький, но прогресс. Краем уха я слышал, что китайцы готовы были задействовать и пару бомбардировщиков Н-6, но полигон Чебаркуль не позволяет использовать стратегическую авиацию. В наше время появление в российском небе китайских аналогов Ту-16 можно увидеть только в самом лучшем сне. Но как знать, возможно, в следующий раз к нам действительно прилетит более современная и интересная китайская техника.