Оглавление

ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА

К сожалению, не все попытки спастись удавались. Погиб 19 июня 1917 г. наблюдатель Самгин, у которого парашют по какой-то причине не раскрылся. Неделю спустя разбился штабс-капитан Некрасов, покинувший корзину аэростата слишком поздно, на высоте всего 40 м, и парашют просто не успел раскрыться. Погиб 6 июля командир 18-го армейского воздухоплавательного отряда Бонет, парашют которого был подожжен падающим горящим аэростатом. Всего за время Первой мировой войны погибли, прыгая с парашютом Жюкмеса, восемь русских воздухоплавателей. Два из них прыгали добровольно, для испытаний.

И все-таки эти трагические происшествия не могли подорвать веру в парашют, «последнюю надежду воздухоплавателя». Ведь если посмотреть внимательно, то большей частью причиной катастроф был не сам парашют, а неумелое им пользование, ошибки воздухоплавателей или роковое стечение обстоятельств. Подсчитано, что до октября 1917 г. русские воздухоплаватели привязных аэростатов совершили 65 парашютных прыжков. Из них пять — с парашютом Котельникова, остальные — с жюкмесовским.

Один прыжок с парашютом Жюкмеса стоит отметить особо. Он был совершен 30 июня 1917 г. с высоты 850 м, однако, не с аэростата, а с... самолета, двухместного биплана «Вуазен», стоявшего тогда на вооружении русской армии. Было это на аэродроме Военной школы летчиков-наблюдателей близ станции Пост-Волынский под Киевом.

Прыгнул для выяснения пригодности парашюта Жюкмеса в авиации воздухоплаватель 5-го Сибирского корпусного отряда поручик Бронислав Фаддеевич Нарбут. Парашют в чехле был подвешен под кабиной самолета. Так что смельчаку пришлось сначала выбраться на крыло и уже оттуда броситься вниз. Впрочем, все закончилось нормально. Прыжок Нарбута был первым парашютным прыжком с самолета в России.

ОШИБКА ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЯ

Парашют Жюкмеса применялся на привязных аэростатах и позже, «красными воздухоплавателями». И тоже случалось всякое. Весной 1920 г. в журнале «Вестник воздушного флота» появилась заметка о трагической гибели воздухоплавателя-наблюдателя Арвида Банкера.

На Западном фронте шли бои с «белополяками». В тот день Банкер поднялся в воздух с молодым артиллеристом, новичком, Иваном Гавриловым. Вскоре наблюдатели заметили вдали польский бронепоезд. Доложили об этом на землю, и наша артиллерия открыла огонь.

ParaStat010.jpg ParaStat011.jpg ParaStat012.jpg

Прыжок с парашютом Жюкмеса

Воздухоплаватели корректировали стрельбу и даже не сразу заметили, что на высоте полутора километров к аэростату приближается польский самолет. Банкер схватил ручной пулемет «Льюис» и застрочил по вражеской машине. Захлопали зенитки. «Поляк» повернул обратно. Но спустя минут двадцать появился другой самолет тоже с бело-малиновыми квадратами на плоскостях и фюзеляже. Ему таки удалось прорваться, подлететь вплотную к аэростату и облить его зажигательной жидкостью.

О том, что они горят, наблюдатели почувствовали, когда аэростат (огонь полыхал на его «спине») быстро пошел вниз. Банкер толкнул Гаврилова к борту корзины: «Прыгай!». Сам же бросился к другому борту. Он, опытный воздухоплаватель, в суматохе совершил непоправимую ошибку — выбросился не со «своего» борта. Парашют зацепились за такелаж аэростата, оборвался, и Банкер камнем упал на землю с высоты 500 м...

В России шла Гражданская война, когда 24 февраля 1918 г. во Франции на 44-м году жизни скончался создатель парашюта для воздухоплавателей Жорж Жюкмес. Время его парашюта тоже подходило к концу. Техника развивалась, и вот-вот должен был появиться новый парашют — универсальный, равно пригодный и для авиаторов, и для воздухоплавателей.

ParaStat013.jpg

Самолет «Вуазен». С такого самолета Б. Нарбут совершил свой смелый прыжок

Оглавление