Оглавление

NuAvUSFs053.jpg

Старт морской ракеты «Регулус 2» с наземного стенда.

Помимо лёгкого корпуса, Mk.4N отличалась от Mk.4 новыми радиовысотомерами «Эйби», установленными вместо старых «Арчи». «Эйби» были компактнее и менее подвержены ложным срабатываниям от самолётов, аэростатов, уголковых отражателей и т.п. Недостатком «Эйби» было то, что он не позволял устанавливать высоту взрыва в полёте.

Производство Mk.4N началось в январе 1951 г., а весной того же года начались их официальные испытания. После необходимых доработок, в основном, в блоке автоматики, новая бомба получила обозначение Mk.6.

Новый 60-линзовый атомный заряд ещё находился в стадии доводки, поэтому в Mk.6 устанавливался 32 линзовый заряд от Mk.4, но с новым нейтронным инициатором «Том». Его испытания состоялись 20 апреля 1951 г. на полигоне в штате Невада. Тротиловый эквивалент составил 47 кт.

NuAvUSFs054.jpg NuAvUSFs055.jpg

Атомная бомба Mk.6.

Серийное производство Mk.6 началось с июня 1951 г., но из-за трудностей с высотомером «Эйби» она была принята на вооружение в качестве стандартной 60-дюймовой бомбы только через год — в августе 1952 г.

Бомба Mk.6 имела те же габаритные размеры, что Mk.III и Mk.4 — диаметр — 1550 мм (61 дюйм) и длину — 3250 мм (128 дюймов), но была намного легче — 3860 кг. Масса поздних модификаций Mk.6 была ещё меньше — 3450 кг. Аэродинамика корпуса была тщательно отработана в трубных и лётных экспериментах. Результатом этой отработки стало новое хвостовое оперение толстого клиновидного профиля и пять колец-генераторов вихрей вокруг корпуса. Разработанный фирмой «Нортроп» корпус Mk.6 оказался настолько удачным, что использовался и в более поздних 60-дюймовых бомбах - Mk.13, Mk. 18 и Mk.20. Мощность бомбы Mk.6 составляла, в зависимости от типа ядра, от 30 до 60 кт.

В конце 1952 г. все бомбы Mk.6 были переделаны в Mk.6 Mod.1. He оправдавшие себя высотомеры «Эйби» заменили на высотомеры «Альберт», более надежные и устойчивые к помехам. Кроме того, «Альберт» допускал установку высоты подрыва на борту самолёта-носителя.

Модификация Mk.6 Mod.2 получила, наконец, 60-линзовый ядерный заряд, доводка которого затянулась до 1952 г. Чтобы облегчённый заряд не нарушил центровку бомбы, блок автоматики подрыва перенесли в её носовую часть. Антенны радиовысотомеров «Альберт» установили на боковой поверхности корпуса. Хотя новый заряд был сложнее старого 32-линзового и имел вдвое больше разъёмов, установка в полёте ядра из делящихся материалов занимала всего 14 мин — вдвое меньше, чем у Mk.4.

Mk.6 Mod.3 отличалась от Mod.2 носовым расположением антенн радиовысотомеров «Альберт», так как испытания показали, что при боковом их расположении есть вероятность ложного срабатывания системы подрыва по эхосигналу от самолёта-носителя.

Следующая модификация, Mod.4, была оборудована системой электрообогрева радиовысотомеров и аккумуляторных батарей. Это позволило использовать в качестве носителей обычные неядерные бомбардировщики без системы термостабилизации бомбоотсека.

Бомба Mk.6 Mod.5, выпускавшаяся с 1953 г., имела совершенно новую систему подрыва, вообще без радиовысотомеров. Исследования показали, что при мощности взрыва 30—60 кт ТЭ погрешность высоты взрыва ±100 м, которую дает барометрический высотомер, не имеет существенного значения. В Mod.5 сигнал на подрыв атомного заряда выдавал бародатчик. Тем самым была полностью решена проблема радиопомех и существенно упрощена конструкция бомбы. Бомбы Mk.6 Mod.2, Mod.3, Mod.4 и Mod.5 состояли на вооружении до 1957 г.

NuAvUSFs056.jpg

Атомная бомба Мк-6. На корпусе хорошо видны турбулизаторы.

Оглавление