Совершенствование ядерного оружия шло значительно быстрее разработки этих ракет, очень сложных для начала 1950-х гг. Уже в 1951 г. заряд Мк.4 заменили в проектах на более мощный Мк.6, а к началу лётных испытаний ракет уже появились заряды нового поколения — водородные. Тем не менее, облик «Навахо» и «Снарка» — диаметр фюзеляжа, длина отсека полезной нагрузки, масса боевой части — были изначально определены параметрами ядерного заряда W-4.
Несколько Мк.4 были взорваны на полигоне в штате Невада в 1951, 1952 и 1953 гг. Испытания были проведены в интересах и с участием сухопутных войск.
Осенью 1951 г. на учениях Buster-Jangle были взорваны 7 зарядов Мк.4 общей мощностью 71 кт. Часть бомб размещалась на вышках, другие сбрасывались с самолётов. Воинские подразделения общей численностью несколько тысяч человек находились на расстоянии около 11 км от центра взрыва. После прохождения ударной волны отдельные подразделения совершали марш-броски по направлению к эпицентру, не доходя до него примерно 1 км.
Весной 1952 г. состоялись учения Tumbler-Snapper, в которых участвовали около 10 тыс. военнослужащих, располагавшихся на расстоянии 6,4 км от эпицентра. Всего было взорвано 8 бомб Мк.4 общей мощностью более 100 кт. Опять совершались марш-броски в сторону эпицентра, причём защитная одежда и противогазы не использовались.
Весной-летом 1953 г. проходили ещё более масштабные учения Upshot-Knothole с участием более 20 тыс. военнослужащих всех родов войск. Было проведено 11 воздушных ядерных взрывов Мк.4 общей мощностью более 250 кт. Окопы с людьми находились всего в 3,2 км от эпицентра.
Всего вооруженные силы США с 1946 по 1957 гг. провели восемь ядерных испытаний с участием войсковых подразделений, на которых было взорвано 72(!) атомные бомбы. Эти учения, несмотря на относительно небольшие дозы облучения личного состава, не прошли бесследно для их участников. Их смертность от раковых заболеваний примерно вдвое превзошла среднестатистическую.
Многие недостатки первых американских атомных бомб — большая масса, неустойчивость на траектории, сложность в эксплуатации, были обусловлены большим диаметром имплозивного заряда. Предварительные исследования возможности уменьшения размеров заряда начались в Лос-Аламосе ещё в 1946—1947 гг. Уменьшить внешний диаметр заряда первого поколения можно было только за счёт снижения массы взрывчатого вещества, что приведет к снижению степени сжатия и, соответственно, коэффициента использования делящихся материалов.
Межконтинентальная ракета «Нортроп» SM-62 SNARK. |
Старт ракеты SM-62 SNARK. Ракета имеет подвесные топливные баки. |
Расчеты и эксперименты показали, что уменьшение диаметра заряда с 1320 мм до 1000... 1220 мм будет сопровождаться снижением мощности ядерного взрыва примерно в два раза по сравнению с зарядом Мк.4, то есть до 15—16 кт ТЭ. В то же время ядерный заряд уменьшенного диаметра позволит снизить массу бомбы, при условии применения легкого корпуса из алюминиевых сплавов, с 4900 кг (Мк.4) до 2300—2700 кг. Это позволит увеличить скорость, потолок и дальность полёта перспективных самолётов-бомбардировщиков.
В августе 1948 г. Комиссия по атомной энергии запросила командование авиации и флота, какое снижение мощности заряда следует считать приемлемым для новой бомбы уменьшенного диаметра. Специалисты ВВС и морской авиации пришли к диаметрально противоположным выводам.
На вооружении ВВС уже имелись бомбардировщики В-29, В-50 и В-36 с бомбоотсеком, рассчитанным под стандартную 60-дюймовую (1524 мм) атомную бомбу. На протяжении следующих 10 лет основу парка дальних бомбардировщиков должны были составлять реактивные В-47 и В-52, также спроектированные «вокруг» 60-дюймовой бомбы Мк.4. В то время количество и общая мощность бомб в ядерном арсенале США ещё не обеспечивали (как казалось американцам) безусловного превосходства над вероятным противником — Советским Союзом. Поэтому, по мнению командования ВВС, любое снижение эффективности использования накопленного количества делящихся материалов было неприемлемо.
Вместе с тем специалисты ВВС считали, что работы над малогабаритными ядерными зарядами необходимо продолжить как исследовательские. Это позволит в будущем вооружить ядерным оружием истребители-бомбардировщики тактической авиации и создать лёгкие головные части для управляемых ракет.
Командование военно-морских сил находилось в ином положении. Новый бомбардировщик AJ «Сэвидж», проектировавшийся фирмой «Норт Америкен» как носитель (1524 мм) 60-дюймовой атомной бомбы Мк.4, получался слишком громоздким и тяжёлым для палубной авиации, поэтому моряки настаивали на немедленном начале разработки малогабаритной бомбы, даже уменьшенной мощности. Это позволило бы спроектировать AJ «вокруг» новой бомбы и, тем самым, значительно уменьшить его размеры и массу.