Южная Корея
Отказ от F-15
Не успело мировое сообщество обсудить решение корейского агентства оборонных закупок (DAPA) о выборе победителем третьего этапа конкурса на истребитель F-X самолета Боинг F-15 «Сайлент Игл», как спустя полторы недели то же DAPA объявило об отказе от F-15 и начале нового конкурса. Это решение якобы было основано на письме бывших командующих южнокорейскими ВВС о том, что отказ от истребителя F-35 ставит Корею в невыгодное положение по отношении к Японии, которая эти самолеты уже решила закупить.
Столь резкий поворот событий и сама смена мнения южнокорейского агентства, которое создавалось специально для принятия взвешенных, неполитизированных решений в области оборонной политики, практически не имеет внятного официально объяснения. Понятно, что реальной независимости DAPA от политического руководство страны быть не может. И если за пару недель до этого президент Южной Кореи Пак Кын Хе одобрил выбор F-15SE, то отмена этого решения, скорее всего, могла произойти только под внешним политическим давлением.
Текущая политическая ситуация вокруг Южной Кореи проста — страна остается младшим партнером США по военно-политическому союзу и вынуждена идти в фарватере «большого брата». А для США продвижение своей самой дорогостоящей оборонной программы JSF является вопросом если не ее выживаемости, то хотя бы реализации в полном объеме планов разворачивания серийного производства и снижения стоимости истребителя.
Ситуация же на внешних рынках складывается для F-35 малоприятной: только за последние недели голландцы урезали свой заказ до 37 истребителей, а англичане заявили, что решение о большей части планируемых закупок примут уже в ... 2020-х гг.! На таком фоне заявление о проигрыше F-35 на конкурсе в Южной Корее было для американцев громом среди ясного неба! Судя по всему, они использовали все свое влияние, чтобы избежать еще одного громкого провала программы F-35 и организовали «контрнаступление» по всем фронтам.
Так, например, одновременно произошли серьезные перемены в вялотекущей программе создания собственного корейского «стелса» — истребителя KF-X. Эта программа могла стать прямой альтернативой F-35. Она и предусматривала создание двухдвигательного истребителя «среднего» класса (по корейской терминологии). Неожиданно было заявлено о принципиальной смене концепции KF-X — самолет было решено сделать однодвигательным, в «легком» классе, к тому же на базе уже выпускаемого в Южной Корее истребителя FA-50. Название сменилось на KF-X-E.
Такая крутая смена концепции корейского «стелса» однозначно означает освобождение «вакантного» места в классе «средних» истребителей под F-35. А если учесть, что главным партнером по программе FA-50 опять-таки является американская корпорация «Локхид-Мартин» (создатель F-35), разработка KF-X-E напрямую связывается с благосклонностью фирмы за «правильный выбор».