США
ПРОГРАММЫ СОЗДАНИЯ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ 6-ГО ПОКОЛЕНИЯ
Еще несколько лет назад господствовало мнение, что истребитель 5-го поколения F-35 станет последним тактическим пилотируемым боевым самолетом в американских ВВС. Все последующие авиационные комплексы (боевые самолеты «6-го поколения») виделись либо как «чисто» беспилотные, либо как выполняющие наиболее рискованные боевые задачи в беспилотном режиме.
Однако в последнее время объектами обсуждений все чаще становятся перспективные программы создания для вооруженных сил США «классических» пилотируемых авиационных комплексов, призванных прийти на смену истребителям поколений «4+» и «5». В настоящее время компания «Боинг» приступила к работам по исследованию облика перспективного истребителя F-X для ВВС и перспективного палубного истребителя F/A-XX для ВМС.
По словам Рика МакКрэри, директора международных коммерческих программ компании «Боинг», предполагается, что производство самолета F-X будет осуществляться в период 2035-2045 гг., когда производство истребителя Локхид Мартин F-35 уже завершится. Самолет F/A-XX, по его же словам, должен занять место палубного истребителя Боинг F/A-18E/F. При этом потребность в новом истребителе для американского флота будет ощущаться менее остро, так как F/A-XX должны заменять самолеты F/A-18E/F с высоким остаточным ресурсом, тогда как в ВВС самолеты F-X должны прийти на смену значительно более старым истребителям F-16.
Концептуальная проработка внешнего вида истребителя 6-го поколения Боинг F-Х для ВВС США
Хотя ВВС и ВМС ведут речь о разных самолетах, МакКрэри не исключает возможность того, что окончательные ТТТ к истребителю 6-го поколения сольются в единый тип самолета.
Интересно, что еще апреле 2012 г. в зарубежных СМИ появилась информация о том, что командование ВМС США выпустило запрос на информацию о возможности разработки промышленностью палубного самолета, предназначенного для замены истребителя F/A-18E/F «Супер Хорнет» и самолета РЭБ ЕА-18G «Гроулер» в период после 2030 г. При этом новая машина должна базироваться на существующих или перспективных атомных многоцелевых авианосцах типа «Нимиц» и «Джеральд Форд».
Допускается возможность создания беспилотного, опционно пилотируемого и пилотируемого авиационного комплекса. Достижение начальной оперативной готовности F/A-XX ожидается в 2030 г., однако этот срок может быть изменен в зависимости от стоимости и степени сложности проекта, а также уточненных в ходе оценки рисков программы. Самолет F/A-XX должен эксплуатироваться в составе единого авиакрыла с истребителями F-35C и беспилотными разведывательно-ударными авиационными комплексами.
По высказыванию Гэддиса, требуется замена и для палубного транспортного самолета Нортроп Грумман С-2 «Грэйхаунд». В настоящее время рассматриваются альтернативные возможности создания палубного транспортного ЛА. В частности, перспективной представляется программа авиационного комплекса, выполненного на базе конвертоплана Белл-Боинг V-22.
ЕВРОСОЮЗ
ВИНТОКРЫЛ ЕВРОКОПТЕР ХЗ
Консорциум «Еврокоптер» в надежде привлечь к финансированию программы винтокрыла ХЗ министерство обороны США, организовал летную демонстрацию аппарата в США, в ходе которой летчики-испытатели продемонстрировали высокие скоростные качества аппарата.
Целью программы ХЗ являлось создание летательного аппарата, обладающего на 50% большей максимальной скоростью, чем традиционные вертолеты.
На настоящий момент винтокрыл ХЗ в испытательных полетах достиг скорости 373 км/ч. В случае установки более мощных двигателей, максимальная скорость винтокрыла может возрасти до 390 км/ч. Однако не стоит забывать, что аппарат является глубокой конверсией классического вертолета «Дофин», аэродинамика которого оптимизирована на меньшие скорости. Винтокрыл ХЗ является исключительно демонстратором технологий.
Винтокрыл Еврокоптер ХЗ
Он собран с использованием конструктивных элементов вертолетов Еврокоптер ЕС155 (фюзеляж и несущий винт), ЕСТ 75 (редуктор) и NHI NH-90 (двигатели).