Спустя некоторое время фары включили опять, со стороны в этот критический момент вертолет представлялся не управляемым. Вертолет начал менять направление полета и снижаться, но в последний момент зацепил носовой частью фюзеляж дерево. Погибли все трое членов экипажа и девять пассажиров, остальные получили тяжелые и легкие ранения. По обломкам вертолета мусульманские бойцы не смогли определить причину пожара. Согласно свидетельствам уцелевших пассажиров вертолета, самой вероятной причиной посадки является очень сильный огонь сербской ПВО. Два отряда ВРС, обстрелявших 23 мая 1995 г. вертолет получили благодарности от главного штаба ВРС (один — за «причинение ущерба», второй — за «уничтожение вертолета»), а нескольких бойцов наградили. После захвата сербскими частями местности, где выполнил аварийную посадку вертолет, сербы смогли его осмотреть, определить степень повреждений и установить могли или нет они послужить причиной катастрофы. Было установлено украинское «происхождение» вертолета. Вертолет сохранил бело-голубую окраску «Аэрофлота», а регистрация, начинавшаяся с букв «СССР» была смыта химическим составом. В сербской армии всё, пришедшее с востока и воевавшее против них, связывали с Украиной, потому что Россия, русский народ, всегда считалась верной союзницей сербов. Мы даже помыслить не могли о российском происхождении вертолета. Машина, вероятно, имела боснийскую регистрацию Т9-НАС. С вертолета сняли двигатели, электронное оборудование, редуктор, бронирование двигателей; все снятые детали на «газели» ВРС перевезли в Хан-Пийсак. После этого случая Изетбегович запретил все полеты в Жепу и Сребреницу. В соответствии с протоколом заседания, на котором выступал командующий армией БиГ генерал Расим Делич, данным вертолетом для войск Насера Орича в Сребреницу было выполнено 17 полетов, перевезено «384000 патронов, ракетная пусковая установка и 20 ракет «Зелена стрела» (вероятно китайские HJ-8), 48 гранатометов РПГ и 200 гранат к ним, другие грузы...».
По невыясненным обстоятельствам 22 августа 1995 г. недалеко от Горажде упал вертолет, в котором помимо украинского экипажа погибло шесть весомых политических и военных персон из Горажде. Предположительно, вертолет имел боснийскую регистрацию Т9-НАЕ. Наиболее вероятной причиной падения может считаться атака истребителя НАТО, летчик которого посчитал вертолет сербским.
Также при невыясненных обстоятельствах в районе Сараево был потерян еще один вертолет (всего потеряно шесть машин) мусульманских сил. Об этом случае информация минимальна. Единственным документом, в котором упоминается о данной потере, является стенографическая запись заседания Верховного совета обороны Союзной республики Югославия от 15 апреля 1994 г. Член совета Слободан Милошевич, являвшийся в то время президентом Сербии, сказал: «Наши на Нишичком плато сбили несколько дней назад один мусульманский вертолет. Он был окрашен в белый цвет и издали смотрелся как вертолет ООН. Это был большой русский вертолет Ми-8. В нем находилось 28 человек. Никто не сообщил о потере! Во-первых, им запрещено летать; во-вторых, о произошедшем никто ничего не объявил!». Причину сокрытия потери вертолета следует искать в периоде, когда его сбили — апрель 1994 г., армия БиГ тогда, скорее всего, еще скрывала наличие вертолетов.
Всего авиация армии Боснии и Герцеговины выполнила 7000 вылетов, более 2/3 из них пришлись на долю вертолетов. Перевезено 30000 человек, в том числе 3000 раненых, 3000 т груза. После окончания войны ВВС Федерации БиГ (мусульманско-хорватская федерация) вывела из эксплуатации все Ми-8Т, оставив только четыре МТВ-1 и один Ми-17, которые оснастили емкостью Soko Flosy 2600 (2250 л). Вертолеты принимали участие в гуманитарных операциях по оказанию помощи гражданскому населению.
Борт |
Тип |
Заводской номер |
Примечание |
Статус |
T9-HAA/VF-3812 |
Ми-8Т |
3454 |
Бывший Mi-Inter SP RA-22185, бывший 60402 |
Музей Раjkjdfw |
T9-HAF/VF3813 |
Ми-8Т |
5407 |
Бывший 60306 |
Музей Чорлаичи |
Т9-НАВ? |
Ми-8МТВ-1 |
95822 |
Сбит под Слунем 28.5.1995 |
|
Т9-НАС |
Ми-8Т |
4871 |
Бывший Mi-Inter SP СССР-22187 |
Сбит под Жепой 23.5.1995 |
Т9-НАЕ |
Ми-8Т |
9733418 |
Упал под Горажде 22.8.1995 |
|
VF-1802 |
Ми-8МТВ-1 |
96105 |
Бывший EPPO MP RA-22516, бывший 60404 |
На хранении А-1802 |
VF-1803 |
МИ-8МТВ-1 |
96061 |
Бывший AIDA RA-22544 Бывший 60405 |
Упал под Калиновиком 2.2.2012.(А-2605) |
T9-HAD/VF-380WF-1801 |
Ми-8Т |
3472 |
Бывший 60401 |
Музей Сараево |
T9-HAG/VF1804 |
Ми-17 |
223М108 |
Бывший СССР-70935 |
В летном состоянии (А-2603) |
Т9-НА? |
944218 |
|||
VF-2814 |
Ми-8МТВ-1 |
95935 |
Бывший Н-252, Бывший UK-27111, Бывший СССР-27111 |
В летном состоянии (А-2604) |
VF-2815 |
Ми-8МТВ-1 |
95967 |
Бывший Н-203, Бывший СССР-95967 |
В летном состоянии (А-2607) |
Ми-8МТВ-1 |
95921 |
Бывший ATK Vityaz RA-27085 |
||
T9-HAI |
Ми-8МТВ-1 |
96015 |
Упал под Лучко 4.12.1994. |
|
T9-HIA |
Сгорел в Лучко 4.12.1994. |
|||
T9-HAL? |
Ми-8Т |
9744421 |
Бывший Mi-Inter SP RA-22186 |