В 1980- 1982 г.г. на вооружение 784-й противолодочной вертолетной эскадрильи поступили четыре вертолета Ми-14ПЛ (б/н 11351, 11352, 11353, 11354, югославское обозначение вертолетов ХП-44, Хеликоптер-противподморнички-44). Ми-14ПЛ дополнили уже имевшиеся вертолеты Ка-25ПЛ. Летчиков обучали по советским наставлениям, практическое обучение экипажи Ми-14ПЛ проходили в Каче под Севастополем на базе 872-го противолодочного полка авиации ВМФ СССР. Изначально 784-я эскадрилья дислоцировалась на гидробазе Дивулье (Хорватия). Помимо борьбы с субмаринами, экипажи отрабатывали осмотр морских акваторий с помощью РЛС и наведение истребительно-бомбардировочной авиации на надводные цели. На учениях вертолеты Ми-14ПЛ и Ка-28 (поступили в эскадрилью в 1987 г.) использовались как мини-АВАКСы, передавая информацию экипажам истребителей-бомбардировщиков „Орао" и „Ястреб". В декабре 1987 г. один Ми-14ПЛ стал участником трагического инцидента, случившегося на гидробазе. После ремонта техники неправильно подсоединили тяги педалей. Вертолет упал, толком не оторвавшись от земли. Летчики Костандинович и Кузманович не получили даже ранений, но лопастью несущего винта был смертельно ранен находившийся рядом с местом аварийной посадки солдат. Штатным вооружением вертолетов Ми-14ПЛ являлись американские торпеды Мк.44.
Ми-8Е/НТ-40Е (архив ВВС Югославии)
Своей надежностью и эффективностью Ми-8 быстро стали в Югославии популярными, но военным всегда хочется большего и лучшего. Поэтому в 80-е годы командование ЮНА выдало ТТЗ на новый средний вертолет. Проект получил обозначение ВНХ-90 (вишенаменски хеликоптер 90 - многоцелевой вертолет 90-х годов). Разработку начала фирма „Иво Лола Рибар", ранее известная производством ЭВМ. План предусматривал организацию данной фирмой в перспективе окончательной сборки на заводе „Соко" в Мостаре. Затраты на разработку и постройку прототипа оценили в 550 млн. долл., войска оценили свою потребность в 50 вертолетов ВНХ-90. Проект предполагал широкое использование в конструкции композитных материалов. На серийных вертолетах планировалось ставить двигатели ТМ-1500 мощностью 1500 кВт, на прототипе - ТВД „Turbomeca Makila" мощностью 1130 кВт. Вертолет с четырехлопастным несущим винтом предназначался для перевозки 24 бойцов или 20 пассажиров в гражданском варианте, или 12 больных на носилках в санитарном варианте со скоростью 280 км/ч. БРЭО планировалось выполнить по последнему слову электронной техники на основе западных технологий. Вертолет должен был быть простым в обслуживании и относительно недорогим. Для военного варианта оговаривалось наличие бронезащиты кабины, вооружение ПТУР нового поколения. На основе базовой модели планировалась разработка противолодочной модификации и вертолета ДРЛО. Параллельно с проектированием ВНХ-90 изучался вопрос о возможности лицензионного производства вертолетов иностранной конструкции, прежде всего западноевропейских Аэроспастьяль AS/ 332 Mk 2, Уэстленд W-30 «Супер Линкс» и американского Белл 214ST при условии адаптации их под требования Югославии. В рамках данного плана 5-7 марта 1984 г. французы провели в Белграде для командования ЮНА и представителей научно-исследовательских организаций презентацию вертолета AS.332M «Супер Пума». Французы выполнили десять полетов, продемонстрировав высокую скороподъемность вертолета и его способность выполнять крутые виражи. VIP пассажиры на себе ощутили «прелести» трехкратных перегрузок. Напоследок была продемонстрирована работа автоматической системы захода на посадку. «Супер Пуму» оценили как современный многоцелевой вертолет, но на организацию его производства в СФРЮ требовалось три года, вдобавок военные хотели более эффективной машины.
Ми-14ПЛ
Борт номер |
Зав номер |
Начало эксплуатации |
статус |
11351 |
10001 |
1980. |
Уничтожен НАТО в 1999 г. |
11352 |
10002 |
1980. |
Уничтожен НАТО в 1999 г. |
11353 |
10003 |
1982. |
Разбился в 1987 г. |
П354 |
10004 |
1982. |
Уничтожен НАТО в 1999 г. |
Ми-8Е(ХТ-40Е) |
||||
б/н |
Заводской номер |
Год изготовления |
Примечание |
Статус |
12409 |
1976. Казань (модернизирован в 1989, Мома, Батайница) |
В 2000-е гг. возвращен в вариант Т |
Продан (Авиогама) |
|
12410 |
10977 |
1976 Казань (модернизирован в 1989, Мома, Батайница) |
В 2006 г. возвращен в вариант Т |
Продан (Авиогама) |
12411 |
10979 |
1976 Казань (модернизирован в 1990, Мома, Батайница) |
В 2000-е гг. возвращен в вариант Т |
ВВС Сербии, ремонт |
12412 |
1976 Казань (модернизирован в 1990, Мома, Батайница) |
В 2006 г. возвращен в вариант Т |
продан (Авиогама) |
Ми- 14ПЛ (архив ВВС Югославии)