Оглавление

Ми-8/14/17/171 В НЕБЕ БАЛКАН

Светозар ЙОКАНОВИЧ (Сербия)

Знаменитый Ми-8 не обошел своим участием и Балканы с их бурной историей. Предлагаемым текстом я постараюсь познакомить российских читателей с одной из страниц богатой истории применения этого славного вертолета.

«ВОСЬМЕРКИ» НА СЛУЖБЕ СОЦИАЛИЗМУ

В стратегических планах Югославской народной армии (ЮНА) способности войск быстро маневрировать придавалось огромное значение. Первые вертолеты (Сикорский S-51) на вооружение авиации Югославии поступили в 1954 г. Эти машины использовались как санитарные, связные, для перевозки людей и грузов. С появлением вертолетов среднего класса стал возможным «вертикальный охват» -высадка десанта в тыл противника. В круг решаемых вертолетами задач, помимо десантирования, вошли патрулирование морских акваторий и оказание огневой поддержки сухопутным войскам. После смерти Сталина были восстановлены добрососедские отношения между СФРЮ и СССР, открылись новые горизонты для военного сотрудничества. В 1960 г. параллельно с вводом в эксплуатацию вертолета Сикорский S-55 (выпуск S-55 по лицензии наладили на заводе «СОКО») на вооружение приняли советский Ми-4. Ми-4 по характеристикам и эффективности применения превосходил своего американского аналога и, отчасти, прародителя S-55. Позитивный опыт эксплуатации Ми-4 в Югославии получил продолжение в мае 1968 г., когда командование вооруженных сил СФРЮ приняло решение о закупке вертолетов Ми-8. В 1968 -1981 г.г. завод в Казани построил для Югославии 93 Ми-8Т с двигателями ТВ2-117А. Югославия стала крупнейшим эксплуатантом «восьмерок» на Балканах!

Первые ХТ-40 (югославское обозначение Ми-8Т) с бортовыми номерами 12201 - 12224 поступили на вооружение 787-й и 788-й транспортных вертолетных эскадрилий дислоцированного в Нише 119-го вертолетного полка. В 1971 г. Ми-8Т получили 780-я и 781-я транспортные вертолетные эскадрильи, базировавшиеся в Плесо под Загребом. В Плесо на базе этих эскадрилий организовали переучивание на Ми-8 ливийских и палестинских вертолетчиков. Затем Ми-8Т получила 790-я транспортная вертолетная эскадрилья на вертолетной базе Дивулье в окрестностях Сплита. Эта эскадрилья выполняла задачи в интересах ВМС Югославии. Несколько вертолетов, предназначенных для перевозок высшего командного состава, получило название «салон» (не путать с Ми-8С заводского изготовления). «Салоны» поступили на вооружение 890-й эскадрильи, которая базировалась в Батайнице недалеко от Белграда. Вертолеты Ми-8Т вооруженных сил СФРЮ имели следующие бортовые номера (кроме вышеуказанных): 12237-12248, 12261-12274, 12301-12313, 12351-12356, 12359-12370, 12401-12412.

Mi8Balk001.jpg

Вооружение Ми-8Т (архив ВВС Югославии)

Летчиков готовили в Военно-воздушной академии (Ваздухопловна Академиjа). Курсанты второго года обучения осваивали поршневой самолет Утва-75, на третьем - легкий вертолет „Газель". Одновременно с отработкой техники пилотирования „Газели", курсанты изучали возможности вертолетов в целом, особенности эксплуатации винтокрылой техники. Обучение курсантов на вертолет, который им предстояло эксплуатировать после завершения обучения в Академии, велось в строевых частях.

Поступление Ми-8 на вооружение ЮНА совпало по времени с чехословацким кризисом 1968 г. Тито опасался, что СССР после Чехословакии введет войска в Югославию. В ЮНА была объявлена высшая степень боевой готовности, введено боевое дежурство. Парадокс, но СССР, потенциальный „агрессор" по отношению к СФРЮ, поставок вооружений и военной техники не прекратил. Командованию ЮНА, тем не менее, приходилось разрабатывать планы в расчете на возможное нападение, как с Запада, так и с Востока. В той поистине шизофренической ситуации ожидания нападения со всех сторон часто проводились учения, призванные продемонстрировать силу армии Тито и ее готовность к отражению агрессии. Конечно, вертолетам Ми-8 на учениях отводились важнейшие задачи: от перевозки грузов и высадки десанта до огневой поддержки сухопутных войск. „Восьмерки" выступали и за „красных" (ЮНА), и за „синих" („агрессор"). В интересах „красной" стороны вертолеты выполняли транспортные перевозки, обеспечивали маневр частей, „синие" Ми-8, как и положено агрессору, высаживали десанты — обычно подразделения элитной 63-й парашютно-десантной бригады ЮНА.

Оглавление