БЛА "Транзас"
Кроме того, на своем стенде компания ГСС показала модель сверхзвукового административного самолета SSBJ-100, созданную в рамках исследовательского проекта высокоскоростного самолета в составе общеевропейской программы HICAS. Судя по информации, представленной в видеоролике, это конфигурация самолета SSBJ MSB Air Taxi (2003 г.) с пониженным уровнем звукового удара.
Канадская компания Bombardier в павильоне показала макет салона самолета CSeries (первый полет опытного экземпляра состоялся 16 сентября 2013 г.), а на статической стоянке турбовинтовой самолет Q400. Не исключено, что такие ВС (согласно меморандуму о взаимопонимании между корпорацией «Ростех» и компанией Bombardier, подписанному в ходе выставки) вскоре будут собирать в России, на новом заводе в Ульяновской портовой особой экономической зоне.
В части беспилотных ЛА новинок в этом году было еще меньше. На МАКС-2013 состоялся первый зарубежный показ средневысотного БЛА большой продолжительности полета United 40 Block 5, созданного компанией ADCOM Systems из Абу-Даби (ОАЭ). Полезная нагрузка включает две гиростабилизированные платформы, вероятно аппарат сможет применять оружие, в частности УР Yabhon-Namrod массой 30 кг с ИК- и лазерной ГСН. Летные испытания начались весной 2013 г.
Группа «Транзас» представила концепцию гражданского БЛА класса MALE, разработка которого носит инициативный характер. Целью презентации была корректировка характеристик аппарата под реальные нужды перспективных эксплуатантов. О технических особенностях проекта рассказал генеральный директор по беспилотному направлению группы «Транзас» Николай Долженков. В соответствии с технико-экономическими исследованиями БЛА должен иметь взлетную массу до 1200 кг при массе модульной полезной нагрузки 300 кг. Продолжительность полета не менее 24 ч, максимальная высота полета 8000 м. Для предотвращения столкновения в воздухе с другими ВС, на стадии внедрения находится система автоматического зависимого наблюдения вещательного типа (АЗН-В), основанная на применении спутниковой навигации и цифровой радиосвязи.
В целом же МАКС-2013 показал, что российская авиационная отрасль постепенно оправляется от кризиса, выходит на ритмичную работу.
В этом году, как и на прошлом МАКСе, вновь демонстрировался двухэтажный аэробус А380.
БЛА United 40.