Оглавление

Самолету Ли-2 - 75 лет

Li-2Y75001.jpg

75 лет тому назад, к 7 ноября 1938 г. на заводе №84 в подмосковных Химках был собран (пока еще из американских деталей) первый в СССР самолет Дуглас DC-3. Согласно лицензии, купленной Советским Союзом в США летом 1936 г., машины этого типа должны были серийно выпускаться в нашей стране для нужд Гражданского Воздушного Флота.

Серийные самолеты, получившие обозначение ПС-84 (пассажирский самолет 84-го завода) начали эксплуатироваться в ГВФ с сентября 1940 г. Эти машины изготавливались уже из отечественных материалов по документации, переведенной в метрическую систему, и оснащались советскими двигателями М-62 (АШ-62). В общей сложности на ПС-84 имелось порядка 1300 конструктивных отличий от исходного «Дугласа». Голландцы и японцы, также закупившие лицензии на производство DC-3, производили лишь сборку самолетов из агрегатов, поставляемых из США.

С началом Великой Отечественной войны производство самолетов было переведено в Ташкент, где было налажен массовый выпуск этих крылатых машин, столь востребованных на фронте.

Осенью 1942 г. самолет получил обозначение Ли-2 в честь организатора его производства - главного инженера завода Лисунова Бориса Павловича.

В годы войны Ли-2 использовались не только как транспортные самолеты, но и как дальние ночные бомбардировщики в составе АДД. На внешней подвеске самолеты могли нести до 2 т бомб.

Li-2Y75002.jpg
Прототип самолета, имевший обозначение DC-1, был построен в одном экземпляре и совершил первый полет 80 лет тому назад, 1 июля 1933 г.

После войны самолеты этого типа работали на пассажирских авиалиниях до октября 1973 года. В Полярной авиации Ли-2 трудились до 1980 г.

Серийный выпуск продолжался с 1939 по 1954 г. Всего было построено 4937 самолетов.

Единственный летающий сегодня самолет Ли-2 сохранен в летном состоянии благодаря энтузиастам из венгерской организации «Золотые времена». Самолет несет окраску авиакомпании «Малев», в которой он эксплуатировался в 1950— 1960-е гг. и иногда совершает турне по разным странам.

Li-2Y75003.jpg Li-2Y75004.jpg

Оглавление