Василий Голубев (второй справа) у И-16 (на снимке — автограф В.Ф. Голубева)
У И-16 летчики Д. Татаренко, А. Байсултанов, М. Васильев, М. Старухин, В. Голубев, Г. Цоколаев, И. Творогов. Ханко, ноябрь 1941 г.
Штурмовики закончили свою работу и взяли курс домой. Купин резким движением развернулся за ними. Боевой порядок наших истребителей тоже разорвался. Мой самолет, с торчащими в потоке стойками шасси, приотстал и оказался замыкающим. «Мессершмитты» только этого и ждали. Две пары с разных направлений ринулись на меня. Защищаясь, я круто метнул самолет навстречу нападающим, загораживаясь от их пуль и снарядов широким лбом своей машины.
Встречные атаки не так опасны. Вражеские очереди прошли мимо. Но теперь я остался один и стал легкой добычей для «мессершмиттов». Скорее к своим! Делаю резкий разворот. Стоп! Поздно.
Меня атакует третья пара немцев. Да и первые две пары снова занимают позицию для нового нападения.
На какие-то секунды я оказался зажатым и слева, и справа. Опять инстинкт диктовал отвернуться в свободную сторону, но я понимал, что этим только дальше оторвусь от своих и поставлю себя в еще худшие условия.
В общем, попал, как кур в ощип. Одиночный самолет, да еще с неубранным шасси — заманчивая мишень. Вот почему «мессеры», опережая друг друга, кинулись на меня. И помощи пока я не мог ждать: наши сейчас не имеют права оставить прикрываемые штурмовики.
Значит, надо выкручиваться самому.
Увертываясь от вражеского огня, швыряя самолет из стороны в сторону, я пошел за своими. Пули и снаряды струились вокруг. Но иного выхода не было. Спасение только в маневре. И я летел, не ожидая помощи. К моему удивлению, наши истребители вдруг разом развернулись мне навстречу. «Мессершмитты» тут же, словно ждали этого момента, бросились на «илов». Я сразу понял всю глубину нашей оплошности. Купин, выручая меня, оставил штурмовиков. Зачем он это сделал? Лучше уж пострадать одному, чем рисковать «илами», которые мы обязаны беречь больше собственной жизни.
К счастью, все произошло как нельзя лучше. Пятерка И-16, прихватив меня, опять развернулась, и «мессеры», не успев атаковать штурмовиков, сами оказались перед нашими носами. Немцы отпрянули. Одного мы даже подбили, и он куда-то скрылся.
На маршруте «Мессершмитты» еще долго клевали нас сзади, но ничего сделать не смогли. Небольшими отворотами, применяя своеобразные воздушные ножницы, знакомые еще по Халхин-Голу, мы отбили все их атаки. Оказывается, при умении можно удачно вести оборонительные воздушные бои и на наших стареньких И-16 против таких современных «метеоров», как Bf 109».
Учебно-тренировочные истребители (УТИ-4) на базе И-16 использовались в авиационных школах до конца войны
С успехом бить врага на устаревшем самолете приходилось и другим летчикам. Вот что рассказывал по этому поводу В.Ф. Голубев: «12 марта 1942 г. мы всем полком должны были нанести штурмовой удар по железнодорожной станции Мга, куда подошли для разгрузки три эшелона с немецкими войсками.
Ударную группу составляли две шестерки 1-й и 2-й эскадрилий. Группу прикрытия в составе шести самолетов 3-й эскадрильи должен был вести я. Но я, не докладывая командиру полка, назначил за себя ведущим другого летчика. Сам же с Владимиром Дмитриевым занял место замыкающей пары.
Перед вылетом я велел своему ведомому сохранить на обратный путь половину боезапаса и подчеркнул, что при штурмовке буду в основном выполнять ложные атаки и постараюсь сохранить боезапас полностью. Массированный удар по такому важному объекту, как станция Мга, противник нам не простит, и германские «охотники» обязательно нападут на нас у линии фронта или будут подстерегать возле аэродрома.
И вот восемнадцать И-16, сделав обходной маневр, на предельно малой высоте зашли на объект с юга, чего противник не ожидал. Реактивными снарядами и пушечно-пулеметным огнем мы обрушились на врага с разных направлений. Загорелись вагоны и платформы с войсками и боевой техникой, которыми были буквально забиты все железнодорожные пути.
Истребителей противника над объектом, к счастью, не оказалось, и мы, преодолевая плотный зенитный огонь, сделали повторную атаку всем составом.