Оглавление

I-16abri006.jpg

ЦКБ-12

Понятно, что пилотировать такой самолёт мог только опытный летчик. Все время нужно быть начеку, буквально «ловить» крылатую машину. Но в итоге у Поликарпова получился необычный самолет: не просто скоростной, а еще и очень маневренный моноплан, который, в принципе, вообще мог заменить собой оба типа истребителей. Он мог и догнать противника, и сбить его в маневренном воздушном бою.

Но одно дело — задумки, другое — реалии жизни. Первоначально о проекте этого «ненормального» моноплана руководство ВВС и слышать ничего не хотело. Вот только многообещающий И-14 оказался, мягко говоря, не совсем удачным. После первого же полета, выполненного в мае 1 933 г., всем стало ясно, что его доводка может растянуться на весьма длительный срок. Вот тут-то и вспомнили про Поликарпова. Тем более, что его биплан И-15 оказался весьма удачным и полностью удовлетворил заказчиков.

Теперь Поликарпов, чувствуя за своей спиной поддержку ВВС, мог бросить на проект нового истребителя, получившего обозначение ЦКБ-12, все силы. Правда, желаемый 700-сильный двигатель еще не был готов. Оснастить новый самолет пришлось старым мотором М-22 мощностью в 480 л.с.

30 декабря 1933 г. первый опытный самолет был готов к полету. В воздух его поднял Валерий Чкалов. Конечно, максимальная скорость новой машины не превысила 360 км/ч, но от столь слабого двигателя большего и не ждали. А вот когда на второй прототип поставили 710-сильный американский двигатель Райт «Циклон», то маленький истребитель тут же «рванул» на все 440 км/ч!

Но каким же буйным нравом обладал новый самолет! Этот очень легкий истребитель, весящий менее полутора тонн, что называется, «шёл за ручкой», то есть без задержек выполнял любые команды пилота. Единственным препятствием для активного пилотажа могло быть только здоровье лётчика: перегрузки в 9—10 единиц просто лишали неподготовленного человека сознания. Тут главным было не ошибиться. Даже летчики-испытатели признали самолет опасным для пилотирования. Желание Поликарпова дать советским ВВС истребитель с выдающимися летными данными, казалось, сыграло с машиной злую шутку. Все понимали, что И-16 является самолетом нового поколения, однако летать на нем многим не хватало смелости.

I-16abri007.jpgI-16abri008.jpg
I-16abri010.jpgI-16abri009.jpg

И-16 тип 4

Оглавление