Оглавление

964-й ИАП закончил войну в Барановичах. Капитан А. Ариас демобилизовался в 1946 г. и поселился в этом городе, куда к нему вскоре приехали жена и дочь. Бывший лётчик вспомнил свою давнюю специальность типографского рабочего и очень быстро стал главным механиком в местной типографии. В 1948 г. Ариас перебрался в Минск, где успешно работал по всё той же типографской линии до самого выхода на пенсию в 1980 гг. В Минске родилась его младшая дочь Аделина. Знакомые отмечали, что А. Ариас до конца жизни оставался убеждённым коммунистом, и никогда не задавал себе вопросов на тему — правильную ли он сторону выбрал во время гражданской войны. Также знавшие его люди вспоминали, что А. Ариас писал по-русски без ошибок, и говорил на этом языке правильно, хотя и с сильным акцентом. Правда, в семье, с женой и дочерьми. Ариас говорил только на родном испанском.

Arias_An013.jpg

Ст. лейтенант А. Ариас ( во втором ряду второй справа) среди пилотов и механиков 964-го ИАП ПВО. Осень 1942 г.

Увидеть когда-то покинутую родину он смог не скоро, как и большинство бывших республиканцев. Только в конце 1975 г. (сразу после смерти Франко) Ариас с женой впервые побывали в Испании. Затем он довольно часто бывал на родине, как в одиночку, так и семьёй. В октябре 1986 г. он побывал в Мадриде на встрече бывших бойцов Интербригад.

Arias_An014.jpg

Антонио Ариас в конце 1980-х гг.

В 1988 г. в Белоруссии была издана книга мемуаров Ариаса. Осенью 1990 г. (по другим данным — на год позднее), уже перед самым распадом СССР, ставшего его второй родиной, Ариас с семьёй перебрался на постоянное место жительство в Испанию. Впрочем, его новая жизнь на родине продолжалась недолго. В конце 1993 г., после продолжительной болезни, бывший лётчик умер. Похоронен он в родном Мадриде. В 1995 г., уже после смерти автора, в Мадриде, на испанском языке вышла его книга «Небо горит. Мемуары пилота-истребителя». На постсоветском пространстве эта книга практически неизвестна, поэтому нельзя точно сказать, является ли она простым переводом книги «В огненном небе» на испанский язык, или Ариас в последние годы жизни написал что-то новое (ну, или, хотя бы, кардинально переработал прежнюю рукопись с учётом новых реалий). Во всяком случае, есть информация о том, что внучка Ариаса, Адела, в 2000 гг. предлагала нескольким российским и белорусским издательствам выпустить русский перевод уже этой книги. Насколько известно автору, на данный момент это издание так и не состоялось, главным образом по финансовым соображениям. Как известно всем издателям и редакторам, мемуарная литература сейчас, увы, продаётся очень плохо.

Самолёты Антонио Ариаса

С лета 1937 г. до мая-июня 1938 г. А. Ариас летал на нескольких И-16 тип 5. Наиболее известен самолёт с чёрным фюзеляжным б/н СМ-158, стандартная зелёно-голубая машина выпуска 1936 г. завода №21 в Филях, с чёрным капотом и коком винта. Переплёты сдвижной части фонаря — алюминий.

С мая-июня 1938 и до февраля 1939 г. А. Ариас летал на И-16 тип 10 с американским контрабандным мотором «Райт-Циклон». Именно этот самолёт он, по собственным словам сжёг на аэродроме Вильяжуига. Окраска по советскому стандарту — зелёно-голубая, кок винта белый, или светло-серый. Фюзеляжный номер СМ-260, буквы и тире чёрные, цифры белые. На музейной машине на киле воспроизведена эмблема в виде диснеевского персонажа — морячка Папая (по-испански — Попелья). Долгое время считалось, что Папай был персональной эмблемой первого комэска 4-й аэ, а позже командира 21-й истр. авиагруппы Мануэля Сараусы, поскольку она присутствует на всех известных фото его «Супер Москаса» с черным фюзеляжным номером СМ-177. Но в последнее время нашлись фото ещё нескольких машин с этой эмблемой.

Оглавление