Оглавление

Приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 7марта 1942 г. за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, за героизм личного состава полк был преобразован в 14-й Гвардейский истребительный авиационный полк.

Воины-авиаторы принимали активное участие в боях за оборону Ленинграда и в операции по окончательному снятию с города блокады.

С 12 октября 1944 г. полк начал боевую работу по обеспечению наступательной операции наземных войск на острове Саарема (Эзель). За образцовое выполнение заданий командования и за овладение островом Саарема, проявленные при этом доблесть и мужество, полк награжден орденом Суворова 3 степени.

Во время Великой Отечественной войны три летчика были награждены орденом Ленина с присвоением звания Героя Советского Союза.

С июня 1945 г. по август 1947 г. полк базировался на аэродроме Унгру Ляянемасского уезда Эстонской ССР, прикрывая северо-западные границы нашей Родины.

В 1948 г. на вооружение поступили самолеты Як-11, а в 1951 г. личный состав начал осваивать реактивные истребители МиГ-15.

С мая по август 1953 г. производилось переучивание летного состава на самолеты МиГ-17. В том же году 14-й Гв. ИАП был перебазирован в Венгерскую народную республику на аэродром Калоча. 21 августа 1953 г. на основании директивы Начальника Генерального Штаба полк вошел в состав 275-й истребительной авиационной дивизии ВВС Южной Группы войск.

В 1959 г. на вооружение поступили истребители Миг-21, а к концу года личный состав успешно освоил новые самолеты.

В 1960 г. полк был перебазирован на другой венгерский аэродром Кишкунлацхаза и вошел в состав 195-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии.

В 1961 г. боевую готовность полка проверял заместитель Министра Обороны СССР Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский и высоко оценил уровень подготовки личного состава.

В мае 1979 г. гвардейцы начали осваивать истребители Миг-23. Полк принимал участие в ежегодных крупных учениях «Гранит» и «Дунай». В мае 1980 г. на полигоне Приволжский в Астраханской области были проведены первые пуски управляемых ракет.

Весной 1986 г. полк одним из первых получил на вооружение истребители четвертого поколения Миг-29, а 1 августа полностью освоил новую технику.

14 июня 1991 г. 14-й Гв. ИАП был выведен из состава Южной Группы войск и перебазирован на аэродром Жердевка Тамбовской области, войдя в состав Московского военного округа.

14 мая 1999 г. полк перебазирован на аэродром Курск-Восточный.

75YAgrKu004.jpg

В 2010 г. 14-й Гв. ИАП был расформирован и преобразован в авиагруппу. В ее ряды влилась молодежь расформированного 28-го Гв. ИАП из Андреаполя. Личный состав переучился и полностью освоил новую матчасть истребителей МиГ-29СМТ. Автору довелось дважды побывать на курской земле: в 2008 г., на 70-летии полка, и в 2009 г. Посмотрим, что же изменилось за эти 5 лет в авиационной жизни курских истребителей.

В настоящее время авиагруппой командует гвардии полковник Р.В. Купчин.

75YAgrKu003.jpg

Командир авиагруппы гвардии полковник Руслан Васильевич Купчин в 1986 г. после окончания средней школы поступил в Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков. После выпуска лейтенантскую службу начал в Казахстане. Затем перевёлся в Забайкалье, где прослужил более 15 лет. Прошёл должности от лётчика до командира отдельной эскадрильи. Освоил самолёты Л-39, Миг-21, Миг-23, Миг-29. В 2005 г. окончил военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина. На должности командира курской авиагруппы с декабря 2010 г.

С приходом нового командира авиагруппа по-настоящему задышала полной грудью. Прежде всего, это касается молодых летчиков, налет которых сразу же увеличился в разы, что, в свою очередь, позволяло за короткое время сдавать летчикам на класс. В январе 2011 г. на аэродроме Курск начался плановый ремонт взлетно-посадочной полосы и авиагруппа была перебазирована в Бутурлиновку, пребывание в которой затянулось на два долгих года. Несмотря на непростые жилищные и бытовые условия, трудности продолжительного расставания с семьями и родными, личный состав продолжал выполнять поставленные задачи в полном объеме. За время пребывания в Бутурлиновке выполнялись плановые полеты, летно-тактические учения с практическим бомбометанием и ракетными стрельбами с перебазированием на аэродромы Воронеж, Хотилово, Бесовец. В этот же временной промежуток авиагруппа несколько месяцев базировалась в Андреаполе.

Курск-Восточный является аэродромом двойного назначения. С одной стороны расположен военный сектор, с другой — гражданский, с которого в ноябре 2012 г. начались регулярные авиарейсы в Москву. Курск стал первым аэродромом в программе реконструкции аэродромной сети России.

8 ходе ремонта, продолжавшегося год и 9 месяцев, были заменены порядка 9  тысяч плит покрытия взлетно-посадочной полосы и установлена электронная посадочная система. В следующем году программой реконструкции предусмотрен ремонт рулежных дорожек и стоянки.

Летчики-истребители авиагруппы в ноябре 2012 г. вернулись домой после продолжительного отсутствия. На аэродроме в торжественной обстановке была организована встреча, на которой присутствовали и семьи авиаторов.

Оглавление