Материал подготовил Дмитрий Пичугин.
С принятием на вооружение противолодочной авиации ВМФ авиационного комплекса Ту-142, приказом Командующего авиацией Северного Флота был сформирован 76-й отдельный противолодочный авиационный полк дальнего действия (ОПЛАП ДД). Полк дислоцировался на аэродроме Кипелово Вологодской области с подчинением авиации Северного Флота и был первым, получившим на вооружение самолёты данного типа. Командиром полка был назначен полковник В.И. Дубинский
В марте 1970 г. личный состав приступил к теоретическому переучиванию на новый вид авиационной техники. Группа в составе экипажа командира полка и инженерно-технического состава проходила курс переучивания на заводе-изготовителе в Куйбышеве. Основная часть лётного и инженерно-технического состава переучивалась в 33-м Центре Боевого Применения и переподготовки лётного состава в Николаеве.
15 апреля 1970 г. экипаж командира 76-го ОПЛАП ДД произвёл первый самостоятельный полёт на Ту-142, а 5 мая 1970 г. состоялся первый полёт самолёта с аэродрома Кипелово.
26 июня 1970 г. экипаж полковника Дубинского В.И. выполнил первый полёт на боевое применение и произвёл бомбометание и торпедометание бомбами на полигоне.
7 июля 1970 г. экипаж в составе подполковника Шиманского В.А. с инструктором полковником Дубинским В.И. выполнил первый полёт на противолодочное задание, отработав в заданном районе с подводной лодкой Северного Флота.
11 декабря 1970 г. экипаж Дубинского совершил первый полёт на радиус. Общая продолжительность составила 12 часов 36 минут. Из-за плохих метеоусловий экипаж совершил посадку на аэродроме Остров и затем перелетел на свой аэродром.
15 февраля 1971 г. Командующий КСФ адмирал флота Лобов С.М. от имени Президиума Верховного Совета СССР вручил 76-му ОПЛАП Боевое Знамя.
27 июля 1971 г. два самолёта Ту-142 в составе экипажей командира полка полковника Дубинского В.И. и командира эскадрильи подполковника Шиманского В.А. выполнили первый полёт на боевую службу общей продолжительностью 13 часов 50 минут.
23-24 августа 1971 г. шесть экипажей полка выполнили первое торпедометание ходовыми торпедами, действуя с аэродрома Североморск-1.
15 ноября 1972 г. установлено боевое дежурство экипажей 76-го ОПЛАП по охране северных морских рубежей СССР. Первым на БД заступил экипаж майора Морозова В.Н.
К 1974 г. все 14 экипажей полка были подготовлены к ведению боевых действий по поиску, слежению и уничтожению подводных лодок в удалённых районах мирового океана днём и ночью в сложных метеоусловиях.
В апреле 1975 г. в ходе проведения учений ВМФ СССР «Океан-75» экипажи майора Габалова В.Н. и Остапенко Н.С. обнаружили подводную лодку и осуществили слежение за ней в течение 1 часа 7 минут.
В мае 1976 г. полк принимал участие в учениях «Акватория-76», в результате которых были проверены варианты преодоления ПВО северо-западного театра военных действий.
В июне-июле 1976 г. семь экипажей осуществили перелёт на аэродром ВВС Тихоокеанского Флота Хороль для участия в поисковой операции «Резонанс», в ходе которой было выполнено 14 самолёто-вылетов.
В апреле 1977 г. полк принимал участие в учениях «Север-77». Было выполнено 14 вылетов на поиск подводных лодок в заданных районах Норвежского моря. В результате лётный состав отработал тактические приёмы поиска и слежения за ПЛ, а также проверил тактические приёмы преодоления континентальной ПВО НАТО и особенно Фареро-Исландского рубежа.
10 октября 1 977 г. пять экипажей совершили перелёт в Приморье на аэродром Хороль. По плану боевой службы было выполнено 4 самолётовылета на поиск подводных лодок в северной части Филиппинского моря. В результате поиска экипаж командира полка подполковника Дейнека В.Г. обнаружил и установил слежение за иностранной подводной лодкой с общим временем 4 часа 5 минут.
6 апреля 1978 г. экипажи полка впервые выполнили совместный поиск и слежение в районах северо-восточной Атлантики за обнаруженной ПЛАРБ (предположительно типа «Лафайет») во взаимодействии с корабельной поисково-ударной группой Северного Флота.
В полете над северными широтами