Оглавление

Штурмовая авиация проходила специальную подготовку к применению «Огненного дождя». Бригады поэскадрильно перебрасывали на Центральный военно-химический полигон в Шиханах, где они тренировались на мишенном городке. Например, в июле 1937 г. семь вылетов на полигон совершили экипажи 81-й авиабригады, прибывшей с Украины.

Самолеты действовали звеньями, шедшими пеленгом в наветренную сторону. Особенностью этих учений было то, что в траншеях и на открытых местах разместили собак, частично укрытых различным обмундированием. Бедным псам изрядно досталось: более 80% из них получили ожоги 3-й и 4-й степени. Зато против сооружений «Огненный дождь» оказался бессилен. Пожары в большинстве построенных на площадке домов не начались. Опять вспыхнули только те из них, что имели соломенные крыши. Из нескольких деревянных мостов пострадал лишь один. Мокрый брезент стал достаточно эффективной защитой для штабелей деревянных ящиков - на них обнаружили только многочисленные подпалины. Зато пшеничное поле загорелось быстро. После серии подобных учений пришли к выводу, что фосфор целесообразно использовать только против живой силы противника.

Еще одним недостатком применения зажигательных приборов была атака с бреющего полета. По машине, летящей на высоте всего 30-50 м, можно палить из всех видов стрелкового оружия. Для Р-5Ш и ССС, совершенно лишенных брони, это представляло собой смертельную опасность. При увеличении высоты падала концентрация зажигательных средств на местности. Это можно было компенсировать увеличением секундного расхода, но тогда бак опустошался слишком быстро. Больший же по объему прибор ни Р-5Ш, ни ССС нести не могли.

Предполагалось, что устаревшие деревянные бипланы заменит новый легкий бомбардировщик-штурмовик БШ-1, строившийся в Советском Союзе по лицензии американской фирмы «Валти». Американскими конструкторами химическое вооружение не предусматривалось. У нас, наоборот, Управление ВВС считало его для машин такого класса обязательным и требовало ввести подвеску четырех зажигательных приборов на базе ВАП-4м. Но у «Валти» небольшой просвет под фюзеляжем не позволял их подвеску на замки бомбодержателей, располагавшиеся между стойками шасси. В качестве временного решения два ВАП-4м разместили на дополнительных держателях под консолями крыла. Этот вариант решили считать стандартным для первых серий. Завод №1 в Москве начал строить БШ-1, но из-за многочисленных дефектов этот самолет так и не приняли на вооружение.

ZARP3040012.jpg ZARP3040015.jpg

Прибор ЗАП-200 под самолетом СБ

Партия кассет ХАРП-500 на заводе № 145

ZARP3040013.jpgZARP3040014.jpg

Кассета ХАРП-500

Однако во второй половине 30-х годов ВВС РККА получили новые двухмоторные бомбардировщики СБ и ДБ-3. Первый из них исходно химического вооружения не имел. Но в 1937 г. был спроектирован и построен образец специальной модификации «химический штурмовик». Внутри фюзеляжа он нес бак для отравляющих веществ или ампульные кассеты, а снаружи, на балках Дер-19 под крыльями, — выливные приборы ВАП-500 или сделанные на их базе зажигательные ЗАП-500.

Оглавление