Оглавление

VAP3041007.jpg

Выливной прибор ВАП-6 (чертеж)

Малую высоту предпочитали и с точки зрения создания высокой концентрации ОВ. Биплан Р-5 с четырьмя ВАП-4 с высоты менее 50 м накрывал всю ширину дороги с движущейся по ней воинской колонной. Авиабригада (около 100 машин) за один вылет обрушивала на противника 4,5 т чистого иприта. Две бригады даже с учетом возможных потерь могли всего за один заход вывести из строя всех лошадей в польском пехотном корпусе.

Летчиков учили работать поодиночке, звеном (три самолета) и отрядом (десять). При атаке на колонну или обоз стандартным считался строй звена клином. Головная машина летела ниже всех и должна была накрыть все, что находится на самой дороге. Два ведомых, державшихся сзади и выше лидера, поражали обочины и тех, кто разбегался в стороны. Увеличение высоты должно было также защитить самолеты от поражения «шлейфом» командира. Отряд мог «пройтись» по одному и тому же участку дороги, выстраиваясь этажеркой звеньев, либо при протяженной цели включать приборы последовательно от первого до последнего звена. На поле боя удар иногда наносился всей эскадрильей (тогда в ней по штату числился 31 самолет) с развертыванием отрядов и звеньев по фронту. При этом высота могла быть поднята до 200—300 м, а концентрация ОВ достигалась перекрытием зон забрызгивания от отдельных машин.

Химическая атака являлась составной частью подготовки к проходу через линию фронта соединения тяжелых бомбардировщиков. Перед подходом их к фронту позиции зенитчиков, командные пункты и аэродромы должны были быть основательно политы ядовитой дрянью, чтобы ослабить возможное сопротивление. На аэродромах собирались выводить из строя не только летчиков и технарей, но и сами самолеты. Дело в том, что их тогда обтягивали полотном, а натяжка последнего обеспечивалась пропиткой нитролаком. Но ОВ и их растворители разрушали лак, и полотно обвисало. Кроме того, иприт и люизит впитывались в полотно и машины перед использованием требовали дегазации.

На флоте выливные приборы собирались использовать для поражения экипажей вражеских кораблей. Например, на учениях неоднократно отрабатывали атаку Р-5 с ВАП-4 с целью подавления зенитной артиллерии перед подходом торпедоносцев или постановщиков мин. Так же собирались поступать с береговыми батареями.

Несколько иные задачи ставились перед тяжелыми бомбардировщиками. Они должны были работать по ближним и дальним тылам противника. В первом случае целями являлись скопления войск, железнодорожные станции, аэродромы. При этом требовалось не только поражение находящейся там живой силы, но и более или менее длительное заражение, мешающее их дальнейшему использованию. В глубине вражеской территории собирались атаковать порты, заводы и крупные города. Уничтожением населения последних пытались посеять панику, расстроить систему административного управления и подорвать экономику. Но для этого самолет должен был нести значительный запас ОВ и выбрасывать его с большим расходом. Последнее требовалось для того, чтобы компенсировать увеличение высоты полета. Громоздкий и тихоходный ТБ-3 был слишком крупной мишенью, поэтому он мог работать лишь в диапазоне от 300 до 500 м. Выше рассеяние капель становилось таким, что выливные приборы вообще теряли эффективность.

Даже если не было ветра, при сливе уже со средних высот ОВ рассеивалось на слишком большой площади. Кроме того, при падении капли частично испарялись. С этим боролись, с помощью подбора насадок регулируя размер капель. Чем больше капля, тем меньше отношение площади ее поверхности к весу, определяющее характеристики испарения. Но этого было недостаточно, и потери требовалось возместить количеством выливаемой жидкости.

Первым специальным прибором большой емкости стал ВАП-К-6 конструкции Киященко, предназначенный для ТБ-3. Эта громоздкая штуковина весила тонну, но зато обеспечивала расход в 65 л/с. Открытие и закрытие осуществлялось рычагами и тросиками. ВАП-К-6 подвешивался на балках Дер-25 или Дер-26 под центропланом бомбардировщика. Испытания в Шиханах, где в июле 1935 г. из них лили настоящий иприт по животным, дали двоякий результат. Критике подвергли излишний вес конструкции и плохую аэродинамику прибора, но сочли возможным принять его на вооружение. В результате ВАП-К-6 приняли «на временное снабжение» ВВС.

И действительно, довольно быстро прибор Киященко вытеснили два унифицированных между собой образца — ВАП-500 и ВАП-1000. Первый из них создали в 1935 г., ориентируясь на возможности бомбардировщика ТБ-3. В отличие от всех предыдущих они имели форму не капли, не баллона и не цилиндрического бака, а вытянутую треугольную при виде сбоку. Носок был скруглен, а в нижней точке сзади размещался слив. ВАП-500 вмещал 315 л раствора и обеспечивал расход до 90 л/с (больше, чем у ВАП-К-6). Напор создавался набегающим потоком воздуха, который после открывания прибора забирался через створки-карманы. Открывание осуществлялось механическим тросовым или от электрическим бомбосбрасывателем. ТБ-3 нес четыре ВАП-500 подвешенными в шахматном порядке под центропланом. При необходимости прибор сбрасывался, как бомба.

Оглавление