Оглавление

UVST2011011.jpg

Стенд ФГУП ЦАГИ

Удалось создать аэродинамически устойчивый по крайней мере в диапазоне углов атаки 0-90 градусов, аппарат, способный выполнять крейсерский полет (по продувкам до 150 км/ч) как самолет, с небольшим углом атаки. Корпус выполняет роль кольцевого крыла. Еще одной особенностью аппарата является его грузоподъемность, а отношение ее к взлетной массе является наибольшим для летательных аппаратов - взлетная масса у демонстрируемого образца составляет 4-4,5 кг и максимальная полезная нагрузка порядка 4 кг. Сегодня в процессе производства находятся еще три аппарата, выполненные из более дешевого стеклопластика (первый образец выполнен из углепластика).

Среди новинок нельзя не отметить два БЛА Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ): ЦИАМ-80 и ЦИАМ-80-2.

ЦИАМ-80 выполнил свой первый полет 4 ноября 2010 г. Энергия для полета вырабатывалась топливным элементом — электрохимическим генератором электрической энергии. В качестве топлива использовался сжатый водород, в качестве окислителя - кислород воздуха. Полет продолжительностью в несколько минут фактически открыл новую эпоху в развитии авиационных силовых установок. В силовой установке аппарата была использована батарея твердополимерных топливных элементов производства фирмы «Horizon» (Сингапур), которая вырабатывала электрическую энергию мощностью до 250 Вт, что достаточно для обеспечения работы двигателя с воздушным винтом.

ЦИАМ 80-2 совершил свой первый полет 27 ноября прошлого года. В отличие от БЛА ЦИАМ 80, где батарея топливных элементов обеспечивала крейсерский полет, в данном случае бортовая энергетическая установка обеспечивала привод элеронов, руля высоты и руля направления, управление шасси, подзарядку аккумулятора маршевой силовой установки, питание видеокамеры и системы передачи видеоизображения, питание системы дистанционного управления.

UVST2011012.jpg

БЛА ЦИАМ-80 и элементы силовой установки этих аппаратов

Таким образом, выставка «Беспилотные многоцелевые комплексы - UVS-TECH 2011» продемонстрировала определенный прогресс в развитии российских БЛА. Интерес к таким аппаратам в России растет, приходит понимание целесообразности их применения в самых разных сферах. Растет и мировой рынок БЛА. Аналитическая компания Teal Group прогнозирует, что объем мирового рынка БЛА практически удвоится в ближайшие десять лет и в 2020 г. составит 11,3 млрд. долл. (сегодня - 5,9 млрд. долл.) В общей сложности мировой рынок с 2011 г. по 2020 г. составит 94 млрд. долл. По оценке Teal Group, 69% всего объема рынка будут приходится на США, которые продолжат активно закупать беспилотные летательные аппараты для своих вооруженных сил. При этом в мировых расходах на разработку и испытание беспилотников доля США достигнет 77%. Согласно планам министерства обороны США, количество беспилотных аппаратов, принятых на вооружение, должно увеличиться в ближайшие 30 лет в четыре раза (сегодня в ВС США 6800 БЛА).

UVST2011013.jpg

Тренажер ЦНТУ «Динамика»

Оглавление