Стрелковое вооружение - верхняя турель УТК-1 с пулеметом калибра 12,7 мм и боекомплектом 200 патронов обслуживалась штурманом. Люковая установка с пулеметом калибра 12,7 мм и боекомплектом 200 патронов обслуживалась стрелком.
Бомбовое вооружение размещалось в бомбоотсеке. Нормальная бомбовая нагрузка - 1000 кг, в перегрузочном варианте - 2000 кг.
Экипаж состоял из трех человек: летчика, штурмана-стрелка-радиста, стрелка.
Бронирование экипажа, мотора, масло-водорадиаторов и бензобаков обеспечивало защиту от осколков зенитных снарядов. Кроме того, для защиты сзади от крупнокалиберного оружия летчик и штурман имели бронеспинки толщиной 15 мм, а стрелок люковой установки -бронеплиту толщиной 15 мм.
Эскизный проект дальнего ночного бомбардировщика ДБ с АМ-37 был рассмотрен в НИИ ВВС КА. В Заключении, утвержденном главным инженером ВВС 21.10.42 г., отмечалось, что предъявленный эскизный проект: «...утвержден быть не может, по следующим причинам:
1. Одномоторная схема самолето дальнего действия, из условий надежности и безопасности полета нецелесообразна.
2. На самолете автор проекта предполагает установить мотор АМ-37. Мотор с производства снят, в широкой эксплуатации не проверен и имеет ряд существенных дефектов.
3. Взлетные свойства самолета (тем более, ночного) неудовлетворительные. (Разбег 1030 м в нормальном варианте).
4. Размещение и количество экипажа не обеспечит нормальное выполнение боевого задания:
а) одному летчику физически трудно производить полет ночью в течение 10 часов на высоте 6000-8000 м;
б) штурман не сможет выполнять обязанности навигатора, бомбардира и стрелка-радиста, тем более, что рабочие места его расположены в разных кабинах».
Кроме того, в Заключение по эскизному проекту ДБ-АМ-37 были включены замечания консультанта НИИ ВВС КА генерал-майора ИАС В.С. Пышнова:
«Желание построить бомбардировщик с большой производительностью, т.е. хорошим соотношением между весом бомб и расходом горючего, заслуживает одобрения. Однако в этом деле не следует очень увлекаться. Улучшение производительности дается ценой большой работы над конструкцией и удачным замыслом.
Обещание увеличить производительность в 4 раза не может не вызвать сомнений.
Во-первых, едва ли целесообразно одномоторный бомбардировщик делать дальним. Здесь дело не только в надежности, но и в возможности размещения спецоборудования. В самолете применено необычное размещение экипажа. Обстрел штурмана сильно стеснен крылом.
Основной вопрос о полетном весе. Ночной старт труден и его не следует выполнять с предельно большим весом. Нормальный полетный вес данного самолета едва ли можно принять более 8000 - 8500 кг. Потребная величина аэродрома должна быть, примерно в 2 раза более длины разбега, т.е. свыше 2 км. Следует предложить конструктору еще поработать над проектом».
В конце октября П.О.Сухой отправил в НИИ ВВС КА «Дополнение к эскизному проекту дальнего ночного бомбардировщика с АМ-37».
В нем отмечалось, что: «Предъявленный ранее на рассмотрение эскизный проект..., был переработан под углом зрения замены АМ-37 на М-82ФНВ. Замена мало отражалась на общей компоновке самолета, упрощает ВМГ и конструкцию крыла за счет отсутствия при М-82 водяного радиатора, располагавшегося ранее в крыле. При переходе на М-82 предусматривается установка двух ТК-3...
Размерные данные, полезная нагрузка, конструкция и применяемые материалы (дерево) остаются такими же, как и в варианте с мотором АМ-37. Весовые характеристики изменяются незначительно...»
По-видимому, получив Заключение по эскизному проекту ДБ с АМ-37, главный конструктор, исходя из замечаний и предложений, отмеченных в нем, решил переработать эскизный проект, причем в нескольких вариантах.
К середине декабря 1942 года была завершена работа над эскизными проектами: одномоторного четырехместного дальнего ночного бомбардировщика ДБ-М82Ф с 2ТК-3 и двухмоторного четырехместного дальнего бомбардировщика ДБ-2М82Ф с ТК. В заводском отчете за 1942 год отмечено, что эти проекты на рассмотрение в НИИ ВВС КА не передавались. Материалы по данным проектам не обнаружены. С большой долей вероятности можно предположить, что они либо утеряны, либо уничтожены. Случайно сохранились лишь некоторые характеристики этих самолетов, их общие виды и компоновки.
Основные расчетные характеристики вариантов самолетов ДБ
Характеристики |
ДБ АМ-37 |
ДБ М-82ФНВ с 2ТК-3 (дополнение) |
ДБ М-82Ф с 2ТК-3 |
ДБ 2М-82Ф сТК |
Длина самолета, мм |
14500 |
14500 |
14500 |
16750 |
Размах крыла, мм |
20000 |
20000 |
20000 |
20000 |
Площадь крыла, м2 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
80,0 |
Масса самолета, кг: |
||||
- пустого |
5372 |
- |
5424 |
- |
- полетная |
9558 |
9380 |
9700 |
8920 |
Максимальная скорость, км/ч |
||||
- у земли |
372 |
386 |
395 |
416 |
- на высоте, м |
434/6000 |
453/8250 |
484/8250 |
495/8250 |
Время набора высоты, мин/м |
32,0/6000 |
18,0/5000 |
40,0/8250 |
28,0/8250 |
Практический потолок, м |
8000 |
8750 |
8700 |
9350 |
Нормальная дальность полета, км |
4000 |
-3970 |
4180 |
4400 |
Длина разбега, м |
1030 |
638 |
700 |
605 |
Экипаж, чел. |
3 |
3 |
4 |
4 |