В ЗАО «ГЕФЕСТ и Т» не ограничились модернизацией Су-24М. В 2005 г. выполнял полеты доработанный системой, близкой СВП-24, вертолет Ка-50. Боевая эффективность доработанной «Акулы» увеличилась в 2,5 раза, однако по политическим причинам, развития данная тема не получила. Готовы варианты модернизации самолетов Су-25, МиГ-27, L-39, А-50 и Ту-22М3. Реально «в работе» в настоящее время находится только один Ту-22М3.
Проблема в «умах». Принято считать новым, прежде всего, «железо» - планер с двигателем. Новый самолет - это звучит! Между тем, в ряде боевых авиационных комплексов стоимость бортового оборудования доходит до 70% от стоимости всего «изделия». На Западе главными подрядчиками при создании спецтехники, таких как самолеты радиоразведки, подавления ПВО, РЭБ, ДРЛОиУ, уже давно являются электронные фирмы, например IBM. У нас по-прежнему «весь пирог» забирает головной разработчик, а «смежникам» достаются (не всегда!) лишь не самые толстые куски пирога. Результат отлично иллюстрирует графическое сравнение допустимых эксплуатационных диапазонов самолета и допустимой области применения оружия. Самолет обладает великолепными летными данными в широком эксплуатационном диапазоне, а использовать оружие способен только с ограниченных режимов! Специалистам «ГЕФЕСТ и Т» удалось максимально приблизить область применения оружия к допустимому эксплуатационному диапазону самолета - отсюда возможность бомбометания со «свободного маневрирования». Разработчик «со стороны», в данном случае «ГЕФЕСТ и Т», способен комплексно подойти к модернизации бортового оборудования и наземных систем, унифицировав летательные аппараты различных фирм, что в ином случае вряд ли возможно, по крайней мере, в отечественных условиях.
РАСШИРЕНИЕ ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТОЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК БОМБОМЕТАНИЯ | |
Располагаемая область летно-тактических характеристик | |
Область боевого применения, обеспечивающая заданную точность до модернизации | |
Область боевого применения, обеспечивающая заданную точность после модернизации |
Немаловажный фактор в пользу привлечения «третьей силы» — возможность проведения реальных конкурсов, сокращение «нецелевого использования средств». Кстати, о последнем: на совещании по вопросу модернизации оборонной промышленности 5 апреля 2010 г. премьер-министр В.В. Путин отметил, что «мы не всегда получаем ту отдачу, которую ожидали... деньги, тратятся, а результат нулевой».
Статья может показаться панегириком «ГЕФЕСТ и Т». Это не так. Не дело журналиста, даже с техническим образованием, давать оценки военной технике, в таких оценках даже испытатели порой «блуждают» в раздумьях чему отдать предпочтение. Автор неоднократно говорил на тему «Гефеста» с летчиками и штурманами Су-24М. Редкий довольно случай - отзывы были исключительно положительными, причем штурманы хвалили самолет на свой лад, летчики - на свой. Выше говорилось о трудозатратах на доработку самолета, но ведь экипажи тоже следует готовить. Так вот, по отзывам летного состава, освоившего самолет Су-24М, для освоения Су-24М с СВП-24, в зависимости от уровня подготовки, достаточно выполнить один — три полета.
В случае реализации сказанных в 2004 г. слов Министра обороны СБ. Иванова, в настоящее время ВВС России вполне могли иметь несколько десятков бомбардировщиков, сопоставимых по боевой эффективности с лучшими западными ударными самолетами поколения 4+. Кстати, на учениях «Запад-2009» некоторые зарубежные специалисты в возможности модернизации существующего бортового оборудования самолетов Су-24М и Ту-22М3, так и не поверили. Осенью 2009 г. еженедельник «Джейнс Дифенс Уикли» сообщил о появлении на вооружении ВВС России новых высокоточных управляемых боеприпасов со спутниковым наведением. Поводом послужили спутниковые снимки полигона в Белоруссии, по которому в ходе учений отработали «железными» бомбами Су-24М и Ту-22М3, оборудованные СВП-24, а иностранные специалисты посчитали, что наши самолеты применяли управляемые боеприпасы.
Использование СВП-24 также позволяет повысить точность применения управляемого оружия, особенно — с инерциальным наведением на начальном и среднем участках траектории, так как точность работы инерциальной системы сильно зависит от точности «выставки» исходных координат и параметров движения носителя в момент пуска. К слову, ракета Р-33 истребителя МиГ-31 имеет инерциальное наведение на начальном участке траектории.
Широкий круг читателей и слушателей других средств массовой информации давно уже знаком с работами ЗАО «ГЕФЕСТ и Т», в том числе по итогам учений серий «Рубеж», «Боевое содружество», «Щит Союза», «Запад» и др., показам техники с боевым применением в Нижнем Тагиле, где участвовали самолеты Су-24М с СВП-24.
А где же себя проявили с лучшей стороны самолеты Су-24М2? Это остается «секретом».
Самой лучшей оценкой техники, поступающей на вооружение войск, является оценка их пользователей: отзывы летчиков, штурманов, инженеров и техников, которым по команде ставится учебно-боевая (боевая) задача, и они, используя новую технологию, заложенную в интеллект оружия, достигают высоких результатов.
Пример ЗАО «ГЕФЕСТ и Т» демонстрирует способность России самостоятельно, без иностранной помощи, не только выполнять НИОКР на уровне «чуть выше» мирового, но и реализовать такие наработки в войсках. Пример показателен еще и тем, что на передовые рубежи вышли отнюдь не «киты» оборонки, а сравнительно небольшие фирмы. «ГЕФЕСТ и Т» - не единственное предприятие, добившееся прорывного успеха. Премьер-министр В.В. Путин на недавно проведенном совещании ОПК потребовал бережно относиться к наработкам, востребованным в войсках. Так может БЛА, на разработку которых по официальным данным впустую потрачены огромные средства, не там заказывали?
Понятно, что силами малых предприятий вряд ли возможно «поднять» большую программу, вроде перспективного авиационного комплекса, но вот «начинить» платформу новейшей аппаратурой они вполне способны, прежде всего, за счет нестандартных подходов к построению архитектуры бортовых систем, быстрой и качественной отработки комплексов. Взять, к примеру, те же тактические БЛА: самое сложное в них — «начинка», а не планер.
Следующая статья, прим. ВВС